8 мая в эфире канала «1+1» — финал второго сезона игры «Самый умный ребенок». Съемки состоялись на минувших выходных. Подводя итоги двух сезонов, и ведущая Тина Канделаки, и продюсер Владимир Оселедчик, и члены съемочной группы, и родители, и сами игроки пришли к выводу, что, пожалуй, главным достижением проекта «Самый умный» за это время стала популяризация интеллекта. Телепроект «Самый умный» в очередной раз подтвердил — быть умным теперь модно и престижно. А быть умным ребенком — еще и перспективно. Ведь, как ни пафосно это прозвучит, но дети — это действительно будущее страны под названием Украина. Современный ребенок, как правило, знает компьютер, свободно ориентируется в Интернете и говорит на иностранном языке. Необходимость знания иностранного языка сегодня сделала дошкольную подготовку детей обязательной. Говорить по-английски (по-французски, по-немецки) модно начинать учить с садика. (Тем, кто слегка опоздал, рекомендуем подключиться к совместной акции «Дня» и Центра «Интенсив» под лозунгом «Вся Украина учит английский!»; первый урок цикла можно найти в последнем номере нашего дайджеста «The Day». — Ред.
Журналисты всегда относились к категории людей, для которых владение иностранным языком было едва ли не профессиональной повинностью. Став родителями, они развивают интерес к иностранным языкам у детей и продуманно подходят к образованию в целом. Своим родительским опытом и профессиональными наблюдениями делятся журналисты Телевизионной службы новостей «1+1»:
Наталка ФИЦИЧ
— С какого возраста, на ваш взгляд, необходимо начинать обучать ребенка иностранным языкам?
— Вряд ли стоит делать это до трех лет, потому что в это время ребенок усваивает родной язык. Моей дочке скоро будет четыре годика, и я заметила, что именно после трех лет у нее появился интерес к другим языкам. Её родной язык — украинский, и если мультики идут на русском языке, она может повторять некоторые слова. Ей интересно знать как будет «жабка», «принцесса» по-английски. Мне кажется, если этот интерес удовлетворять и просто поддерживать, а не заставлять ребенка учить язык в обязательном порядке, можно добиться, что ребенок будет хотеть этого сам. Но подталкивать ребенка к этому надо не раньше, чем у него возникнет желание.
Светлана УСЕНКО
— Для своего ребенка вы бы предпочли садик с английским уклоном обычному?
— На тот момент, когда нужно было отдавать ребенка в садик, у нас не было возможности платить 100 долларов в месяц за посещение специализированного сада. И мы решили сосредоточиться на школе и на домашнем воспитании.
С трех лет раз в неделю к нему приходит репетитор французского языка. Я не скажу, что у ребенка есть какие-то глубокие познания во французском, но, по крайней мере, они играют, что-то обсуждают, смотрят мультики. Когда он пошел в школу, нам показалось мало двух часов английского в неделю, и он ходит заниматься дополнительно. В свои семь лет он уже читает по-английски.
Константин ГРУБИЧ
— В какую школу вы бы сегодня отдали ребенка и на какие предметы потребовали бы обращать особенное внимание?
— Для нас с супругой этот вопрос был очень актуальным. Мы все обдумали и решили, что для начальной школы важен прежде всего учитель, а не реклама и обещания. Поэтому я сам ходил и знакомился с учителями. Для меня было важно, чтобы учитель хорошо владел украинским языком. Киев в большинстве своем — город русскоязычный, а школы стали украинскими, и учителя часто лишь играют роль на украинском языке, но не думают на нем.
Мои дети учатся в обычной школе, но по программе «Росток» — с математически-логическим уклоном. Логическое мышление — основа основ, с его помощью взрослый человек сможет принимать самостоятельные решения. Безусловно, я хочу, чтобы мои дети знали английский язык. Но, хотя им и преподают его с первого класса, особого эффекта пока не замечаю. Отдать в полностью англоязычную школу — сомневаюсь, нужно ли это маленьким детям. Не зная грамматики собственного языка, как можно изучать иностранный язык? Для меня это парадокс.
Эдуард ЛОЗОВОЙ
— Как вы думаете, бум иностранных языков, который мы сегодня наблюдаем, будет прогрессировать?
— Безусловно, будет. Другое дело, что люди, которые имеют способности к языкам, задумаются: «Таких, как я — англофонов — табуны ходят. Это уже не может дать мне существенного преимущества. А что может дать такое преимущество?»
Я думаю, что произойдет диверсификация: с развитием нашей экономики возникнет потребность (она уже появляется) в людях, которые знают не только английский язык. Мир хотя и охвачен английским языком, в нем достаточно уголков, где можно делать выгодный бизнес и где английский если и помогает, то не очень. Близкий пример: как только чуть- чуть смягчилась ситуация вокруг Ливии, туда отправилась возглавляемая Леонидом Кучмой делегация. После чего Украина начала претендовать на свою долю в нефтяных разработках и на местном рынке, весьма перспективном с точки зрения поставок товаров. Если украинские бизнес-структуры будут запускать в этот рынок свои «лапки», кто-то должен этим «лапкам» помогать в общении с местным населением. В данной ситуации будет востребован арабский язык — со всеми его диалектами.
Другой пример. Хорошо, что в Голландии все поголовно знают английский язык. Во Франции его тоже знают. Но спросите кого-нибудь, кто побывал в этой стране, — не любят французы разговаривать на «глобальнопонятном».
Я думаю, что придет еще бум на восточные языки, среднеазиатские. Потому что любой иностранный язык — это капитал.