Украинское руководство долго критиковали за «многовекторность», или «разновекторность» внешней политики страны. После уходящей недели может сложиться впечатление, что главный вектор определен. К такому выводу может подтолкнуть комплекс событий: ратификация Верховной Радой «пакетным методом» документов об украинско-российской государственной границе, о совместном использовании Керченского пролива и о создании Единого экономического пространства, интервью премьер-министра Виктора Януковича российским средствам массовой информации, встреча Президента Леонида Кучмы и председателя Верховной Рады Владимира Литвина с российскими визави Владимиром Путиным и Борисом Грызловым в Крыму. Векторы при этом — действительно разные, поскольку в начале недели в Киеве побывал Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, который, в частности, не исключил, что заседание комиссии Украина — НАТО во время саммита Альянса в Стамбуле состоится на высшем уровне.
Первую программную речь по этому поводу произнес Президент Кучма, выступая на конференции по вопросам устойчивого развития. Она содержала два тезиса. Во-первых, по словам главы государства, углубление регионального сотрудничества полностью соответствует принципам Евросоюза, поскольку в их основе лежит понимание того, что через сотрудничество и партнерство со странами-соседями каждое отдельно взятое государство может максимально реализовать собственный потенциал и гарантировать национальные интересы. Усиление интеграционных процессов «между нашими странами» может содействовать утверждению в восточной части европейского континента зоны стабильного социально-политического развития и высоких темпов экономического роста, в чем должно быть кровно заинтересовано и европейское, и мировое сообщество, считает Президент. Таким образом, по его словам, активная позиция Украины по оптимизации отношений с Россией полностью соответствует провозглашенному европейскому курсу.
Второй тезис Президента заключался в том, что Украина не должна интегрироваться в Европу как «младшая сестра». По его словам, откладывание вступления в ЕС на отдаленный срок связано с необходимостью расширения периода фундаментальных системных трансформаций.
Тезисы премьер-министра Януковича в интервью российским СМИ были «более глубокими» и даже похожими на предвыборный популизм. По его словам, создание ЕЭП будет играть объединяющую роль, способствовать курсу на европейскую интеграцию Украины и России и содействовать их скорейшему вступлению в ВТО, Украина и Россия должны не мешать, а взаимодополнять и помогать друг другу, включая ЕЭП в общеевропейское пространство, создание зоны свободной торговли в рамках ЕЭП должно базироваться на принципах ВТО. Он также говорил, что само по себе создание зоны свободной торговли не цель российско-украинской интеграции, а инструмент для объединения научно-технологических сообществ двух стран. По мнению Януковича, Украина и Россия должны иметь общую политику в нефтегазовой сфере в отношении к Европе, и что «когда Европа увидит Украину и Россию единым партнером, она будет заинтересована в том, чтобы мы проводили единую политику».
Само по себе создание зоны свободной торговли можно было бы только приветствовать, если забыть, что договоренности об этом, зафиксированные на бумаге, существуют уже более десяти лет и не выполняются. Единое экономическое пространство — несколько больше, чем зона свободной торговли. Соглашение об его создании указывает на унификацию законодательств, координацию таможенной, торговой, валютной политики. В заявлениях российского руководства открытым текстом звучит, что главной идеей является создание таможенного, а затем и валютного союза. Координацией политик будет заниматься специально созданный наднациональный орган, а решения будут приниматься на основе реального экономического положения стран. Таким образом, речь идет о несамостоятельности в принятии решений и несоответствии Конституции. Так же ей не соответствуют и нормы ЕС, также предусматривающие потерю значительной части суверенитета. Правда, ЕС создавался десятилетиями, его потенциал и ресурсы несравнимы с потенциалом и ресурсами ЕЭП и СНГ, и почему-то среди стран-членов ЕС не зафиксировано желающих вступить в ЕЭП.
Что касается того, как ЕЭП будет содействовать процветанию украинской экономики, то за более чем год со времени провозглашения заявления об его создании никто не предоставил никаких расчетов, которые бы на это могли хоть как-то указывать. Зато очевидны по меньшей мере две вещи: украинские предприятия окажутся в сложной ситуации, поскольку не смогут конкурировать с продукцией, изготовленной в России и Беларуси на значительно более дешевых энергоносителях. А что цены на энергоносители для Украины уменьшаться не будут, говорил посол России в Украине Виктор Черномырдин, опровергнув тем самым тезис первого вице-премьера Николая Азарова (без всяких последствий для него). А кто сможет утверждать, что украинский рынок труда готов к свободному движению рабочей силы из Казахстана, Беларуси и так далее?
Очевидны и потери: в частности, переговорный процесс с ВТО не предусматривает никакой «синхронизации». Заявка каждой страны рассматривается отдельно. Украина, по словам многих западных экспертов, по состоянию на начало года в переговорном процессе по присоединению к ВТО опережала Россию. Нетрудно представить, в какую сторону будет происходить «синхронизация», и кто будет унифицировать законодательство (явно не Россия). Список можно продолжать, задавая вопросы, где настоящие финансовые, технологические, научные ресурсы для развития экономики — на Востоке или на Западе, отвечает ли украинским интересам зависимость от позиции Москвы?
О том, что у Украины возникнут проблемы на пути в ВТО и ЕС, предупреждали представитель комиссара Европейской Комиссии Диего де Охеда и заместитель госсекретаря США Элизабет Джонс. Таких предупреждений были десятки, если не сотни. Итак, «европейским» путем по каким-то причинам просто пожертвовали. По крайней мере, на какое-то время.
Запад может приветствовать такое развитие событий, поскольку главное для него — определенность в отношениях. Намного проще иметь дело с де-факто одним субъектом, и все вопросы решать в одной столице. Кстати, Европейская Комиссия уверенно начинает с Россией переговоры о создании единого экономического, энергетического, гуманитарного пространства, пространства безопасности и уже разрабатывает предложения для облегчения визового режима для россиян.
О стратегической взаимозависимости Украины и России говорилось с самого начала. Теперь, очевидно, нужно будет говорить о стратегической инкорпорированности Украины в российские схемы ближайших перспектив, причем из соображений, которые в лучшем случае могут быть определены как тактические. Это и есть вариант «стратегического партнерства», каким его видят в Москве. Что дело обстоит именно так, можно судить по высказыванию спикера Госдумы Грызлова о том, что решение Нацсовета по телевидению и радиовещанию Украины об обязательном вещании на национальных каналах на украинском языке «является мнением ограниченного круга лиц», а не позицией государственного руководства Украины.