Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чернобыль: стереотипы, мифы, табу

24 апреля, 2004 - 00:00

21 апреля 2004 года должны были состояться парламентские слушания «18-я годовщина Чернобыльской катастрофы. Взгляд в будущее». Но как специалист, который связал свою профессиональную судьбу с радиацией уже почти 50 лет назад, не могу избавится от мысли, что наш «взгляд в будущее» — это только благое намерение, декларация, а в действительности мы еще много лет будем жить с головой, повернутой в прошлое.

Приведу пример. Год назад, в апреле 2003 года, наш комитет был вынужден принять решение о приостановке разработки проекта закона «О Национальной программе минимизации последствий Чернобыльской катастрофы на 2002 — 2005 годы и на период до 2010 года», а также — о проведении «круглого стола» по обсуждению проблемы связи малых доз радиации и состояния заболевания пострадавшего населения, с приглашением на него членов рабочей группы, представителей Минздрава и МЧС Украины, ученых отраслевой и академической науки, НКРЗ, представителей комитета ВР по вопросам здравоохранения, общественности. Мы были вынуждены констатировать, что в сознании управленцев высшего ранга, значительной части депутатского корпуса, общественности установились по вопросам Чернобыля определенные стереотипы, мифы и табу, которые тормозят дальнейшее развитие Чернобыльского законодательства.

Для исполнения этого решения Комитета была проведена кропотливая подготовительная работа. Наконец такой «круглый стол» состоялся в октябре 2003 года. Он также засвидетельствовал существование определенных стереотипов в восприятии Чернобыля.

Первый миф: радиации до Чернобыля даже не было. Возникновению этого мифа содействовало то, что ни в принятой 7-бэрной концепции радиационной защиты населения, ни в связанных с нею двух чернобыльских законах, ни в законе о радиационной защите населения (1995 года) даже упоминания нет о том, какую дозу получало население Украины до Чернобыля. К чему, собственно, должны прибавляться эти дополнительные аварийные дозы облучения? Хотя о дочернобыльских дозах излучения ученым и специалистам давно и хорошо известно и даже изложено в учебниках по радиационной гигиене, но эта информация, так сказать, является «неудобной», поэтому на нее добровольно наложено табу. Приоткроем это табу.

По данным современной отечественной медицинской науки (НЦРМ АМН Украины) доаварийная средняя эффективная доза облучения населения Украины от нечернобыльских источников естественного и техногенно-усиленного происхождения составляет более 5,3 (до 6,0) мЗв/год (0,53 — 0,60 бэр/год). В том числе до 70% — за счет природного радиоактивного газа радона в воздухе жилых помещений, что за 70 лет жизни составляет более 35 (до 42) бэр. Именно на этом фоне должны предотвращать дополнительное облучение, которое связано с Чернобыльской катастрофой, но которое по принятой 7 бэрной концепции не должно превышать 1,0 мЗв/год (0,1 бэр/год) и 70 мЗв (7 бэр) за 70 лет жизни.

Следовательно, средний украинец получает за всю жизнь почти 50 бэр (37 — 42 бэр доаварийных и не более 7 бэр аварийных чернобыльских).

Второй миф: население до сих пор продолжает получать безумные дозы чернобыльской радиации. Хотя в действительности, по научно взвешенным утверждениям Минздрава и МЧС, пострадавшее вследствие аварии население уже получило до 80% пожизненной дополнительной (за счет аварийных выбросов) дозы.

Без какого-либо движения лежат папки многолетних исследований по дозиметрической паспортизации населенных пунктов. Данные по ретроспективным и прогнозным дозам населения, проживающего в населенных пунктах Украины, которые получили радиоактивное загрязнение вследствие Чернобыльской аварии (обобщенные данные за 1986 — 1997 гг., сборник №7), свидетельствуют о том, что преувеличение предусмотренных существующей концепцией лимитов — 70 мЗв (7,0 бэр) за 70 лет жизни — может ожидаться только для 35 из 2203 хнаселенных пунктов, которые попали в зоны радиоактивного загрязнения. Уместно будет отметить, что путем различных законодательных «усовершенствований» утвержденная 7-бэрна концепция де-факто превращена в 0,1-бэрную концепцию.

По сравнению с доаварийной средней эффективной дозой облучения населения Украины от доаварийных источников, дополнительные чернобыльские дозы составляют от 1 до 5%, редко — до 20% и определяются как супермалые дозы радиации.

Дополнительные дозы, даже меньшие 1,0 бэр (вместо разрешенных 7 бэр), за 70 лет жизни получит население в 861 м населенномпункте, что составляет 40% от общего количества населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения.

Вместе с тем, по данным практической медицинской статистики местных подразделений Минздрава Украины, за последние годы наблюдается рост заболеваемости населения, которое получило малые дозы радиации на радиоактивно загрязненных вследствие Чернобыльской катастрофы территориях. Значительными темпами в последние годы растет количество инвалидов-чернобыльцев.

Возникает определенное противоречие между результатами дозиметрической паспортизации, которые удостоверяют наличие только супермалых дополнительных доз радиации чернобыльского происхождения, с одной стороны, и значительно худшим (по данным практической медицинской статистики), чем можно было ожидать, состоянием здоровья населения — с другой стороны. Это в значительной мере мешает научно взвешенному определению путей дальнейшего преодоления чернобыльского бедствия, порождает со стороны населения и общественности определенное недоверие к власти.

Со стороны мирового научного сообщества есть очень существенные замечания к существующей отечественной медицинской статистике состояния заболевания пострадавшего вследствие аварии на ЧАЭС населения, которые свидетельствуют об определенных методологических просчетах и недостатках в ее ведении. Перечислю некоторые из них:

1. Отсутствие достоверных данных о состоянии здоровья пострадавшего населения до аварии, которая приводит к представлению о связи любых заболеваний исключительно с дополнительным облучением в супермалых дозах.

2. Введение в практику диспансерного наблюдения исследований, которые раньше не применялись, что приводит к представлению об увеличении заболеваемости.

3. Игнорирование прошлого опыта радиационной медицины, некорректное и одностороннее использование медико-демографических показателей в регионе и государстве в целом.

4. Проведение причинного анализа состояния заболевания населения только в связи с дополнительным облучением в супермалых дозах, а не в связи со всеми другими факторами: аварийными и поставарийными факторами риска, а также общим резким ухудшением социально-экономического состояния жизни людей.

Следует отметить и полярные позиции по отмеченной проблеме ученых и представителей практической медицины Украины и Беларуси — с одной стороны, а с другой, — авторитетных мировых организаций и России. Это, на наш взгляд, является подтверждением того, что указанная проблема является неотложной и имеет международный характер. Именно поэтому в 2003 году мировым сообществом была начата разработка Международного чернобыльского проекта, который преследует в ближайшие годы найти более взвешенное и приемлемое решение отмеченной проблемы. Принимают в нем участие и представители Украины.

По моему личному мнению как специалиста, одним из путей разрешения проблемы радиационной защиты населения в целом (а не только от последствий Чернобыльской катастрофы) могло бы стать создание Общей концепции радиационной защиты населения с определением общего (совокупного) лимита дозы от всех источников облучения: естественного, техногенно-усиленного и аварийного. Именно это было записано в Рекомендациях парламентских слушаний к 17-й годовщины Чернобыльской катастрофы, но... воз и ныне там.

Для решения этой задачи у научного сообщества Украины есть соответствующие специалисты, знания и опыт. Дело — за желанием помочь собственному народу в решении этой чрезвычайной задачи.

Юрий СОЛОМАТИН, народный депутат Украины, секретарь комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, сотрудник Минчернобыля Украины в 1991 — 1998 гг.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ