Вот уже девять месяцев Анатолий Толстоухов совмещает депутатскую и министерскую должности. Чем провоцирует постоянную критику, особенно из оппозиционного лагеря. У оппозиционеров даже примета есть: если Толстоухов появился в зале, значит, решение будет принято. Но конституционная реформа, судя по всему, проходит «не по приметам». Поэтому разговор начался с обсуждения результатов голосования о внесении изменений в Конституцию, которое, вместо прогнозируемых трех с лишним сотен голосов, дало лишь 294…
— Закончатся ли попытки видоизменить Конституцию с неудачей законопроекта №4105?
— Сегодня самое время приступить к работе над ошибками. Важно понять: изменения в Конституции неизбежны. При этом не следует ставить знак равенства между политреформой и приведением Основного Закона в соответствие с требованиями жизни, велениями времени и европейскими стандартами. До вступления в Евросоюз нас ожидает постоянный конституционный процесс. И изменения будут касаться не столько полномочий власти, сколько всего конституционного поля. Так что метаморфозы, может быть, и закончатся, а процесс будет продолжаться. От того, что «споткнулся» законопроект, реформа не провалилась. Она просто сказала: «Относитесь ко мне, как к реформе, а не как к разовому голосованию».
— Может ли неудача политреформы — на данный момент — способствовать отставке правительства?
— Слухи о возможной отставке сопровождают любое правительство на протяжении всей его деятельности. Как известно, в Украине кабинеты долго не живут. Но этот особенный — коалиционный, в этом его, скажем так, внешняя сила и внутренняя слабость, в этом его большая, по сравнению с другими, успешность. И, поскольку никакого провала реформы не было, отставка правительства может быть продиктована лишь «осенними» мотивами. В этом парламентско-правительственная коалиция Президенту советчик, но не указчик.
— Следует ли ожидать смены отдельных министров?
— Судьба министров решается в зависимости от мнения фракции или группы, по квоте которой они представлены, позиции премьер-министра и воли Президента. Реформа здесь ни при чем. Все происходит в рамках договоренностей, ранее обусловленных политическим соглашением.
— Отсутствие их представителей в Кабмине — одна из претензий внефракционных депутатов.
— Прежде, чем выдвигать претензии, необходимо определить своих представителей (уполномоченных) в координационном совете парламентско-правительственной коалиции, поставить подписи под политическим соглашением. Даже в этом случае кадровые предложения могут рассматриваться только в перспективе. Любой другой подход неминуемо приведет к ревизии старых соглашений, чего нельзя допустить. Одновременно нельзя не согласиться с тем, что сотрудничать с внефракционными депутатами надо постоянно. Но работать, а не баловать, сотрудничать, а не обслуживать.
— Что, на ваш взгляд, имел в виду Виктор Янукович, называя голосование по утверждению Программы правительства «политическим»?
— Политреформа, особенно изменения к Конституции, создают новый политический климат и, соответственно, формируют новые возможные сценарии развития событий. Очень важно, чтобы деятельность правительства не зависела от того, кто и как будет эти изменения трактовать. Чтобы правительство могло работать стабильно, с учетом результатов социально-экономического развития в 2003 году, коалиция подготовила Программу. Именно в этом смысле голосование было «политическим».
— Была ли это своеобразная «проверка» парламентариев на лояльность к В.Януковичу как к потенциальному единому кандидату?
— Такая задача не стояла и не стоит. А на этапе избирательной кампании нужна не лояльность, а поддержка, работа на результат. Прежде всего парламентско-правительственной коалиции следует определиться со своим лидером. Нетрудно понять, что именно у лидера коалиции будет больше всего шансов стать единым кандидатом.
— Почему Виктор Янукович зачастил в регионы? Это правда, что он получил от Президента карт-бланш на кадровые перестановки, в частности — смену губернаторов?
— Премьер-министр, выходец из региона, не должен забывать дорогу туда. К тому же региональная политика — одно из приоритетных направлений работы правительства. Что касается кадровых решений, они всегда были и будут эффективным средством в арсенале власти — чтобы регионы динамично развивались, а не превращались в «вотчины губернаторов» или «зоны ложного благополучия».
— Чем, с вашей точки зрения, обусловлен перманентный конфликт спикера Владимира Литвина и координатора большинства Степана Гавриша?
— Я бы не стал говорить о конфликте. Хотя в отношениях «искрит», и это всем видно. Скорее, речь идет о разных подходах к делу, которые в сочетании с личными качествами и особой ответственностью в некоторых ситуациях создают повышенное напряжение. В течение пленарной недели дважды собирается консультативный совет, где по очереди председательствуют Владимир Литвин и Виктор Янукович. Роль координатора после принятия решения сводится к простой функции «исполнения». До этого — «подготовка». Проблемы же, как правило, возникают на других стыках. В частности, «проблема внефракционных депутатов» — проблема не одного только Гавриша. Ему непросто еще и потому, что он сам чем дальше, тем больше попадает в зависимость от разных центров влияния. Степан Богданович ощущает давление как в большинстве, так и у себя в группе. Координатор — это и лидер, и жертва одновременно. Все зависит от одного голосования, одного дня. Было бы 300 — Олимп, на голос меньше — уже Голгофа. А будет ли «воскресение» — вопрос сложный.
— Проясните ситуацию с вашим «совместительством».
— Лично для меня ситуация предельно ясна, хоть и очень дискомфортна. С одной стороны, вряд ли серьезный человек пойдет работать в Кабмин на полгода. С другой, я — первый заместитель председателя Народно-демократической партии, и мой уход в правительство со сложением депутатских полномочий повлек бы за собой превращение парламентской фракции НДП в группу. Это фактическое предательство я никому не смогу объяснить. Вопрос мог бы быть рассмотрен на заседании большинства, и, с учетом сложившихся обстоятельств, большинство могло бы делегировать в нашу фракцию нескольких депутатов. Если будет дана гарантия сохранности фракции НДП, я спокойно уйду работать в правительство. В тот же день, когда постановление о таком решении будет озвучено с парламентской трибуны, Литвин зачитает и мое — о сложении депутатских полномочий. Меня такой вариант вполне устраивает.
Еще один аспект: в ближайшее время следует ожидать изменений в руководстве партии. Этот процесс связывают в том числе и с моей фамилией, поэтому я не могу не думать о том, где в связи с этим мое место — в парламенте или в правительстве.
— В каком качестве будет участвовать НДП в президентских выборах?
— Думаю, мы будем поддерживать единого кандидата.
— Вы имеете в виду президентские амбиции лидера НДП?
— Я бы не назвал это амбициями. С таким же успехом можно говорить о «программной принципиальности и последовательности».
— Почему член политсовета партии Евгений Кушнарев сравнил НДП со «стареющей женой султана»?
— В этом выступлении Евгений Петрович обозначил свои претензии на лидерство в партии. Он долго и планомерно к этому готовился, и упрекать его в чем-то было бы неправильно. Стало ли это неожиданностью? Нет, потому что тема ранее неоднократно звучала в партии и обсуждалась на разных уровнях.
— Членов НДП часто называют «политическими пенсионерами»…
— Ну, после того, как нас называли «политическими трупами», быть «пенсионерами» не так уж плохо. Это говорят люди, которые имеют очень поверхностное представление о партии и не знают реального положения дел. Разубеждать лучше работой и конкретными результатами. За эти годы нами создан мощный социально-политический организм, который еще ждет своего серьезного исследователя, и не одного. За этот продукт нам никогда не будет стыдно.