Новые демократии могут быть жестоки: зачастую поддержавшие их избиратели так же беспощадны, как и их политические оппоненты. Две недели после спорных президентских выборов на Тайване, состоявшихся 20 марта — всего лишь третьих в истории страны, — еще раз почти подтвердили эту азбучную истину. Теперь молодой демократии Тайваня приходится справляться с дестабилизирующим действием, которое на нее оказало переизбрание президента Чэнь Шуйбяня.
Накануне выборов, во время агитации в родном городе на юге Тайваня президент Шуйбянь и вице-президент Аннетт Лю были ранены пулями наемного убийцы. Вызванные этим симпатии позволили президенту победить с минимальным отрывом — 50,1% голосов — Лянь Чаня, кандидата от коалиции партии Гоминьдан и Первой народной партии. Это вызвало протесты оппозиции и утверждения об инсценировке покушения. Они требуют пересчета голосов.
И это неудивительно: общество Тайваня давно и сильно поляризовано. Демократическая прогрессивная партия (ДПП) Президента Чэня выступает за «две страны, разделенные Тайваньским проливом» и за «предотвращение возврата иноземного режима» (имея в виду Гоминьдан, пришедший на Тайвань в 1949 году). Но если защита Шуйбянем Тайваня от угроз континентального Китая явно оживляла сторонников партии, то нейтральных — раздражала, а сторонников Гоминьдана откровенно злила. Для оппозиционной коалиции кампания стала почти священной битвой не только за оживление ослабевшей экономики, но и за сохранение официального названия страны «Республика Китай». При таких ставках оба лагеря мобилизовали миллионы.
Президент Шуйбянь накалил борьбу, предложив провести первый для Тайваня референдум. Он призывал к усилению защиты Тайваня от ракетной угрозы, исходящей из материкового Китая, и к поиску мирных условий пользования проливом, который отделяет Тайвань от материка. Референдум был назван провокационным не только Китаем, но и президентом США Джорджем Бушем. И спустя несколько недель в Тайване неспокойно. Президент Шуйбянь согласился на пересчет голосов. Но у всех на устах один вопрос — согласится ли проигравший с результатами пересчета и переживет ли юная демократия Тайваня этот скандал?
Для Тайваня главный вопрос сегодня — не объединение с Китаем, но единение и укрепление демократических институтов. Традиции терпимости должны заменить волнения, так свойственные демократии Тайваня ныне. Один из плюсов референдума — впервые у граждан Тайваня спросят их мнение о вопросах, связанных с защитой страны и отношениями вокруг пролива. Любой гражданин может прийти и принять участие в десяти теледебатах с участием государственных чиновников.
Кроме того, кандидаты в президенты сами провели два раунда теледебатов и выступили в двух телеобращениях — политическая открытость, новая для Тайваня и уникальная в политике Китая. Хотя власти Китая не признают выборы, опыт демократии Тайваня будет иметь резонанс и в китайском политическом сообществе как пример большего плюрализма. С этой точки зрения у демократии Тайваня есть перспективы. ДПП — относительно новая партия, основанная только в 1986 году. Долгое время в Тайване удерживал правящие позиции Гоминьдан. Сегодня это доминирование в прошлом. Из-за неравенства сил двух партий многие предсказывали победу оппозиционной коалиции. И правда, до сих пор ДПП ни разу не могла набрать более 40% голосов. Ее победа создала прецедент на политическом ландшафте.
Четыре года правления ДПП уже изменили политическую карту Тайваня. Их призыв к реформам и вера в Тайвань, настоятельные призывы к защите острова от чрезмерного влияния Китая уже завоевали симпатии большинства населения. Но это нельзя считать и прямой победой тайваньского национализма. Если бы не покушение накануне выборов, победу могла бы одержать оппозиция, этот случай стал решающим фактором. Малый перевес и явные различия во взглядах двух партий — гарантия здоровой двухпартийной системы в будущем.
Но в ходе кампании возникли не только две новые сильные партии. Развитию демократии также способствовало право. Так, партии начали интенсивные переговоры о поправках к закону о выборах президента, вице-президента и их отзыве для избежания повтора нынешней ситуации с пересчетом голосов. В будущем при перевесе голосов в 1% или менее их пересчет будет обязательным. «Солнечный закон», регулирующий политическое спонсорство, был принят до выборов. Проверка средств президента и его семьи будет теперь куда более тщательной.
Да, опыт демократии Тайваня далек от показательного, но не более, чем голосование, приведшее Буша к власти четыре года назад. Да, последние выборы отбросили разделенную страну назад, но это раздел демократический, и сегодня люди готовятся к новым выборам. Нужно не списывать со счетов опыт демократии на Тайване как обреченный на создание нестабильности или еще худший исход, но учесть результаты спорного голосования и использовать их для единения и укрепления демократии.
Чень-Минь ЧАО — профессор политологии Института общественных и гуманитарных наук Сунь Ятсена, Тайвань.