Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«На этом месте могла быть ваша реклама»

Избиратели на период предвыборной кампании могут оказаться в информационном вакууме
26 марта, 2004 - 00:00

Сегодня мы становимся свидетелями коммерциализации украинской политики. В свое время известный социолог П. Бурдье, преследуя цель раскрыть рыночный характер политической жизни, ввел понятие «политического поля» как места, где в конкурентной борьбе между агентами создается политическая продукция (программы и концепции дальнейшего развития общества). Понятно, что коммерция неразрывно связана с рекламой. И сегодня политическая реклама широко использует достижения своего коммерческого аналога. Последняя же противопоставляет политическому маркетингу новейшие технологии достижения политического успеха, базирующиеся на понимании фигуры политика на период выборов как товара, а избирателя — как потребителя. Собственно современная предвыборная кампания по набору необходимых для достижения успеха механизмов очень напоминает коммерческий маркетинг: изучение рынка потребителей, определение целевой аудитории и пр. В этом смысле важно, чтобы деятельность государства была направлена на защиту добросовестной конкуренции в сфере политического информирования, а поэтому связана с защитой принципов плюрализма и равенства для всех участников выборов.

Именно проблеме законодательного определения понятия политической рекламы и равноправного доступа кандидатов в президенты к СМИ и был посвящен «круглый стол» «Политическая реклама и равный доступ кандидатов в президенты к СМИ: пути усовершенствования правового регулирования», организованный Антикоррупционным комитетом Коалиции «Свобода выбора» совместно с Лабораторией законодательных инициатив, комитетом Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления и Институтом избирательного права. Как известно, у нас еще нет отдельного закона, посвященного сугубо политической рекламе. Проект закона «О политической рекламе», разработанный народным депутатом В. Мишурой, пока что лежит где-то в архивах ВР. Так что основными источниками, с помощью которых регламентируется эта сфера, являются закон «О выборах народных депутатов», недавно утвержденный парламентом новый закон «О выборах президента» и, конечно же, закон «О рекламе». Стоит отметить, что на сегодняшний день согласно новой редакции закона «О рекламе» коммерческая реклама полностью идентична политической, ведь норма, в соответствии с которой действие закона не распространяется на сферу политической рекламы, из новой редакции изъята.

Между тем, до официального начала избирательной кампании остается немного времени, а законы «О рекламе» и «О выборах президента», по мнению участников «круглого стола», содержат значительное количество противоречий. Это в результате приведет к тому, что проводить предвыборную агитацию на основании их положений будет фактически невозможно. Так, согласно закону «О рекламе», любая информация о личности может быть отнесена к политической рекламе. В то же время по закону «О выборах президента» (в частности и другими избирательными законами) запрещено проводить предвыборную агитацию до момента ее официального начала и за сутки до момента голосования. Таким образом, журналисты вообще лишаются права упоминать фамилию какого- либо политика с момента его выдвижения кандидатом в президенты. То же касается телевидения и радио, ведь согласно новому закону включение в информационные теле-, радиопрограммы политической рекламы (читай — какое-либо упоминание о кандидате) запрещено. Следовательно, в информационных программах фактически не может освещаться течение избирательной кампании. И это в то время, когда общество как раз больше всего нуждается в правдивой объективной информации. Кроме того, норма закона, согласно которой без поступления средств из избирательного фонда кандидата на счет СМИ, предоставления эфирного времени или публикация агитационных материалов запрещается, также практически делает невозможным распространение информации о кандидате (даже той, которая не содержит оценочных понятий). Так что на период избирательной кампании масс-медиа могут оказаться в законодательной ловушке, небезопасность которой усиливается тем, что все мы хорошо знаем украинскую практику применения законов. Печатные СМИ, наверное, могут найти выход из этой ситуации, создав, к примеру, систему условных знаков или псевдонимов, которыми бы обозначались те или иные известные политики. А вот как быть тележурналистам? Конечно, это шутка.

Эксперты Лаборатории законодательных инициатив коснулись и темы налогообложения рекламы. По их мнению, налог на рекламу должен выплачиваться и в случае распространения политической рекламы, в частности во время трансляции любой информационно-аналитической программы, созданной по собственной инициативе и на собственные средства СМИ. С этой точки зрения, тяжело не согласиться с народным депутатом Юрием Ключковским, одним из непосредственных разработчиков нового закона «О выборах президента», который не видит в этом никакого смысла. И действительно, политическая реклама кандидатов будет выплачиваться из двух источников: государственного бюджета и избирательных фондов. Таким образом фискальное давление на избирательные фонды не оправдано и приведет только к разработке новых теневых схем уклона от уплаты этого налога. Тем более, что госбюджет и так будет пополняться за счет денежных залогов кандидатов, не преодолевших черту 7% барьера.

Следовательно, проблема регламентации политической рекламы на сегодняшний день еще не решена. Обеспечение достаточного уровня свободы в этой сфере и в то же время равенства доступа кандидатов к СМИ порождает много трудностей и проблем, ведь нужно учитывать интересы кандидатов, электората и СМИ одновременно. Тем более, что в Украине распространена практика, когда законодатели, создавая новые нормативные акты, не учитывают нормы уже существующих законов. Это, само по себе, порождает большие трудности, когда доходит дело до практического применения того или иного закона. Новый закон «О выборах президента» также не является исключением. В связи с этим Юрий Ключковский для решения вышеуказанных проблем предложил вообще не применять понятие «политическая реклама», а использовать категорию «политическая агитация», на которое не будет распространяться действие закона «О рекламе».

Дмитрий ЖИРЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ