Одно из «белых пятен» будущей президентской избирательной кампании — форма участия в ней бывшей «партии власти» — НДП. Ее лидер, экс-премьер Валерий Пустовойтенко продолжает отмечать «запрограмированность» своей организации на самостоятельное участие в избирательной кампании, в то же время давая понять, что народные демократы открыты для переговоров на предмет единого кандидата от провластных сил. Подобная тактика могла бы напоминать попытки «набить цену», если бы не то, что низовые организации НДП, по словам В. Пустовойтенко, практически определились в необходимости участвовать в гонке со своим собственным партийным кандидатом. Впрочем, не исключено, что народные демократы уже сделали ставку на парламентские выборы 2006 года, к которым партия недавно даже одобрила идеологию под названием «Платформа народной демократии».
— Наиболее резонансным парламентским событием прошлой недели стало одобрение Верховной Радой программы деятельности правительства. Если сравнить нынешнее голосование по программе с тем, которое прошло год назад, нельзя не заметить, что тогда мнение разных парламентских сил было значительно более консолидированным. В 2003-м «за», кроме фракций большинства, высказались бютовцы, социалисты, а также добрая половина «Нашей Украины». В этот же раз премьеру Виктору Януковичу пришлось ограничиться поддержкой только парламентско-правительственной коалиции, объединенной соглашением о выдвижении общего кандидата на президентский пост. Значит, голосовали не так за программу, как за кандидата?
— Да, сегодня мы действительно приблизились к президентской избирательной кампании, и каждая политическая сила заботится в первую очередь о своих интересах. Я не исключаю, что оппозиция, не поддержавшая программу, голосовала за собственные предвыборные цели. Мы же голосовали за стабильность работы правительства в год президентских выборов. Вопрос, кто будет кандидатом, в большинстве еще даже не обсуждался. У нас в партийной концепции записано четко: НДП выдвигает на будущих выборах своего кандидата, хотя у членов партии есть различные мнения по этому поводу. Окончательно решить может только съезд, который, если будет окончательно одобрен новый закон о выборах президента, пройдет в июле. Кто бы ни был кандидатом, он пройдет «сквозь строй» НДП. Что же касается программы деятельности правительства, то у меня к ней очень много претензий. Как и к представленному Кабинетом министров отчету. Своих замечаний я не скрывал и не собираюсь скрывать.
— Ваша подпись как главы НДП стоит под соглашением о создании широкой демократической коалиции. Как это согласуется с вашим партийным видением проблемы?
— Очень просто. После поездки Президента Украины Леонида Кучмы в Днепропетровскую область правление тамошней областной организации НДП приняло такое решение — предлагалось поддержать кандидатуру действующего главы государства, а в случае его отказа от участия в избирательной кампании — работать над единым кандидатом. Каковым должен быть Валерий Пустовойтенко. Чем это плохое решение? В таком плане и будем работать.
— Чего будет добиваться ваша партия от партнеров по коалиции за поддержку единого кандидата?
— Во-первых, нужно принять программные документы, на базе которых мы будем объединяться. Нам нужно иметь программу, которой поверят не только те, кто будет создавать коалицию и вести переговорный процесс, и даже не только представители политических партий, которые будут принимать решение, а большинство избирателей. У нас же, к сожалению, пока что преобладает другой подход — давайте подберем человека, а потом будем думать о каких-то программах. На днях политисполком, а раньше — политсовет НДП утвердили Платформу народной демократии. Это есть наши стратегические шаги к 2006 году.
— Зададим обратный вопрос — при каких условиях НДП может не поддержать единого кандидата от сил парламентского большинства?
— Здесь есть несколько аспектов. Кто такой президент Украины? Это должен быть настоящий лидер, способный объединить вокруг себя нацию. Если кандидат на такого лидера «не тянет», за него нет смысла голосовать.
— Со стороны сил большинства были обещания официально назвать своего кандидата на Форуме демсил, который должен пройти 27 марта. Это — реальная дата?
— На мой взгляд, нет.
— Неофициально кандидатом в президенты от большинства и эксперты, и политики называют Виктора Януковича. Что в НДП думают по этому поводу?
— Мы не обсуждали его кандидатуру.
— На каких задачах, по вашему мнению, должно сосредоточиться правительство на ближайшую перспективу, в частности, до президентских выборов?
— Во-первых — обеспечение энергетической безопасности нашего государства. Вторая проблема — катастрофическая ситуация в АПК. Не менее важно проведение пенсионной реформы. Наконец, нам нужно определяться в отношении дальнейшей судьбы сотрудничества с ЕС, а также в отношении того, что нам делать с ЕЭП. По большому счету, этот год для Украины будет «мертвым» в отношениях с ЕС, — мы заняты президентскими выборами, Европа — выборами в Европарламент. А вот с года следующего начнется интенсивный обмен и с Россией, и с Европейским Союзом.
— При условии реализации политреформы при определенном финале президентской кампании кресло премьер-министра может оказаться вакантным. Вы готовы претендовать на эту должность?
— Я сегодня могу претендовать на все места, которые освобождаются в руководстве правительства.
— Эксперты чаще выражает обеспокоенность тем, что закон о пропорциональных выборах в Верховную Раду может стать жертвой политической конъюнктуры, связанной с внесением изменений в Конституцию. Не слуится ли так, что через какое-то время после голосования по политреформе парламент вернется к старой смешанной системе — ведь для этого достаточно 226 голосов?
— Мы, народные демократы, никогда на подобное не пойдем — это было бы настоящим кощунством. Я убежден, что как только закон о выборах по пропорциональной системе будет окончательно проголосован, в парламенте начнут формироваться центры влияния вокруг политических партий.
— Как одобрение политреформы может отразиться на внутриполитической ситуации в Украине?
— Никто не возражает против политреформы, в том числе и представители оппозиции. Но «Нашу Украину», например, не устраивают предложенные сроки вступления изменений к Конституции в действие. Их больше устроил бы 2006 год, и это понятно, потому что кандидат от «Нашей Украины» имеет большой шанс стать президентом. При действующей Конституции его победа повлечет за собой отставку премьера, руководителей всех министерств и ведомств, глав обл- и райгосадминистраций. А когда увольняются руководители районов, заявления подают и их заместители. Далее цепочка отставок идет до самого низа, вплоть до главных врачей и директоров школ. Понятно, что все они в свою очередь борются за свои интересы. Все за реформу. Но у каждого в ней своя цель.
— Как насчет внешнеполитических последствий — западные политики и эксперты не раз выражали сомнения в оправданности изменения Основного Закона в Украине накануне президентских выборов?
— Я — член украинской парламентской группы, ответственной за контакты с Европарламентом. На последнем совместном с евродепутатами заседании никто из них претензий в отношении нашей политреформы не высказывал. Ставят другие вопросы — чтобы выборы в Украине прошли честно, прозрачно, демократично, чтобы не было давления на СМИ, не преследовали журналистов.
— Недавно Президент Украины направил в парламент свое ежегодное послание. Ваши впечатления от документа?
— Президентские послания всегда обстоятельны, — над ними работают лучшие специалисты страны. Но проблема в том, что далеко не все из этих посланий реализуется правительством и Верховной Радой. В прошлогоднем послании была задача разработать и представить на утверждение парламента долгосрочную программу социально- экономического развития Украины. Программы до сих пор нет. И не похоже, что она будет утверждена до выборов Президента Украины. У нас до конца не определены шаги и направления работы по ускорению движения Украины к ЕС, о чем также много говорилось в президентском послании год назад. Таких примеров можно привести много. Во исполнение президентских посланий мы нередко добрых полтора—два года готовим законы. Такой «работы» не должно быть.
— Правительство уже направило в парламент проект постановления о ратификации соглашения о создании Единого экономического пространства. Как будет голосовать фракция НДП?
— При определенных условиях — поддержим, ведь Украине нужно развивать рынки сбыта. У меня, например, есть информация, что страны ЕС намерены ввести акцизный сбор на поставку минудобрений в Европу. Соответственно, наши минудобрения на европейских рынках станут неконкурентоспособными. Что же делать украинским производителям? У нас всегда должно быть как минимум два выхода из хаты — основной и запасной. Значит, мы должны работать со странами СНГ, но заботясь о равных условиях... У Украины, с кем бы мы ни играли, шансов немного — что с ЕС, что с США, что с Россией. Но нам, украинцам, нужно как-то выживать. Со всеми нужно развивать отношения, но жестко отстаивая свои национальные интересы.