Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без новых иллюзий и старых мифов

Интеграция крымских татар в украинское общество должна проходить без национального эгоизма
24 марта, 2004 - 00:00


«Чтобы двигаться вперед, надо отказаться от деления на «мы» и «они» и дальше все делать вместе»

ПРЕОДОЛЕТЬ ДУАЛИЗМ ВЛАСТИ

Так получилось, что для рядовых крымских татар, возвратившихся на родину, власть в Крыму имеет как бы два полюса. С одной стороны, это система Меджлиса, который теперь для легализации часто называют Советом представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины, с другой стороны, официальные органы власти — советы всех уровней и правительство Крыма. В советское время они противостояли друг другу: первые — требовали, вторые — сопротивлялись и со скрипом удовлетворяли требования, которые и были потребностями народа. И если в первой половине 90 х годов прошлого века, а также в 1998 — 2003 годах, когда власть в Крыму принадлежала коммунистам, ответственным за депортацию, такая ситуация воспринималась как нормальная, то сегодня нахождение репатриантов и власти по разные стороны баррикад представляется противоестественной. Во-первых, сегодня власть — это также и крымские татары: они составляют 14% всего депутатского корпуса Крыма, 5 — 8% работников органов исполнительной власти (а в отдельных районах значительно больше, от четверти до трети). Во-вторых, страна уже потратила на обустройство народа больше 750 миллионов гривен народных денег, разработала множество программ обустройства и репатриации. Однако по мере развития процесса интеграции задачи, встающие пред властью и крымскими татарами, усложняются, и для их решения все больше нужны партнерские усилия. На протяжении 1989 — 2003 годов на постоянное проживание в Крым уже возвратилось около 250 тысяч репатриантов. Но возвращение не окончено. До сих пор ежегодно в Крым на постоянное жительство переезжает от 2 до 2,5 тысяч человек. В 1991 — 2003 годах за счет бюджетных средств удалось обеспечить жильем более 30 тысяч человек. 120 тысяч крымских татар полностью или в основном закончили строительство собственных домов. Но сегодня на квартирном учете состоит еще более шести тысяч семей. 20 тысяч семей из-за отсутствия средств не имеют возможности завершить начатое строительство. В результате около 100 тысяч депортированных граждан еще не имеют собственного жилья. Для решения проблемы надо построить до 1,2 млн. кв. м жилья, в том числе до 300 тыс. кв. метров — за счет бюджетных средств.

«Чтобы двигаться вперед, надо отказаться от деления на «мы» и «они» и дальше все делать вместе», — говорил в ходе совместного совещания правительства Крыма и Совета представителей крымскотатарского народа о ходе подготовки к 60- летию депортации и разрешении земельных проблем, состоявшемся в Симферополе в пятницу на прошлой неделе, глава правительства Сергей Куницын. Дуализм власти должен быть преодолен, считает он. Председатель Совмина Крыма предложил создать в местах компактного проживания репатриированных поселковые советы. Из 300 поселков крымских татар более 70-ти представляют собой большие массивы, где живут от 100 до 500 и больше семей, с уже сформированной иерархией. Однако до сих пор эти селения, где в целом проживает больше 100 тысяч человек, не имеют статуса и полномочий, а ведь именно в них сконцентрированы главные проблемы — разбитые дороги, отсутствие больниц, детских садов, магазинов. В каждом поселке нужен орган власти, который бы организовывал работу, считает Сергей Куницын. А вместе с органами местного самоуправления в поселках будут созданы предприятия жилищно- коммунального хозяйства, опорные участковые пункты милиции и других структур, которые обеспечивают стабильную жизнедеятельность территории.

По мнению главы крымского парламента Бориса Дейча, выступившего на встрече, дальнейшая интеграция крымских татар в украинское общество должна проходить без «новых иллюзий и старых мифов». К старым мифам спикер отнес, бесспорно, версии о продолжении тотального сопротивления власти процессам обустройства крымских татар, к новым иллюзиям — нетерпение некоторых участников национального движения, зараженных национальным максимализмом, по поводу скорого осуществления вековой мечты крымских татар о национальной государственности.

ДВИГАТЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ

«Мы очень ограничены в финансовых ресурсах при разрешении проблем депортированных», — заявил на совещании председатель Верховной Рады Крыма Борис Дейч. Необходимо увеличивать ассигнования на приобретение жилья, на жилищное строительство для репатриантов, на здравоохранение, образование, газификацию. Крым обратился с письмом к Президенту страны с просьбой ускорить финансирование государственной программы. Нужно 30 миллионов гривен уже в первом полугодии. Кроме того, на прошлой неделе ВР Крыма утвердила программу обустройства на 2004 год. Объемы ее финансирования составляют 15 миллионов гривен, в том числе на капитальное строительство — 10,2 миллиона, на социально-культурные нужды — 4,8 миллиона.

Программа в 2004 году позволит обеспечить жильем еще около 150 человек, провести реставрацию памятников культуры и архитектуры — мечети Джума-Джами в Керчи, комплекса «Зынджырлы медресе» в Бахчисарае, Джума-Джами в Евпатории, монастыря «Текие дервишей» в Евпатории, Юсуповской мечети в Бахчисарайском районе.

Последовательности и взаимопонимания, по мнению Сергея Куницына, особенно требует работа по выделению земельных участков. Здесь тем более надо действовать совместно. К примеру, в Судаке уже несколько месяцев не заселяется 18-квартирный дом лишь потому, что «есть слишком много желающих получить квартиру, имея при этом дом или участок». Такие вопросы, как сказал Борис Дейч, надо решать по справедливости и при взаимодействии органов местной власти и Совета представителей крымскотатарского народа. «Я убеждён, что если эти процессы пойдут у нас законно и грамотно, то этнический максимализм начнёт исчезать, перестанет воспроизводиться потребность решения этих и других проблем через противостояние, через попытки использовать силовые методы, различные угрозы», — отметил глава парламента автономии.

Примером совместных действий меджлиса и власти, принесших реальные позитивные результаты, стал этот первый совместный «круглый стол». На предстоящее воскресенье был намечен новый виток противостояния в Ялте, но… он был отложен в результате диалога, и в выходной крымские татары не митинговали, а праздновали Навруз, встречали весну. «Крымские татары готовы к диалогу с властями Ялты, и если мы договоримся, то никаких палаток протеста не будет», — говорил Мустафа Джемилев. По его словам, решение о возобновлении с 21 марта акций протеста у стен ялтинского горисполкома принял региональный меджлис, поскольку «неделю назад была договоренность о предоставлении крымским татарам адекватного участка земли взамен участка возле аквапарка. Предложенный вариант устраивал нас, однако выяснилось, что эта земля уже была отдана кому-то другому», — рассказывал журналистам в кулуарах Мустафа Джемилев. В свою очередь, мэр Ялты Сергей Брайко заявил, что «оснований для подобных действий у крымских татар нет». Он сообщил, что в прошлом году крымским татарам было выделено 1120 земельных участков на территории Большой Ялты, сдана первая очередь 200-квартирного жилого дома. Решением сессии горсовета на обустройство репатриантов в Ялте в нынешнем году выделено 300 тысяч гривен, решен вопрос о выделении шести гектаров земли под строительство еще одного многоквартирного жилого дома для депортированных.

Сухая статистика выглядит более чем оптимистически: по словам заместителя председателя рескомитета по земельным ресурсам Василия Соколика, в Большой Ялте, Феодосии и Алуште репатрианты получили более 12,5 тысячи земельных участков. Но жизнь добавляет пессимизма: больше трети их еще и сейчас не осваиваются. С другой стороны, правительство автономии не имеет общего реестра этих людей, а потому не может определить, кто уже получил участок и претендует на второй или третий, а такое явление есть на практике. Заявления о выделении участков часто написаны одним и тем же почерком целыми пачками. Сегодня в Крыму примерно один миллион пользователей земли, хотя единого крымского банка данных по ним до сих пор нет. Поэтому депутаты Ялтинского горсовета, а вслед за ним и Евпаторийского, собственно, после двух лет откровенного разбазаривания земель в городской черте предприняли первую попытку нормализовать этот процесс: на минувшей сессии они проголосовали за введение моратория на выделение земли под индивидуальное жилое и гаражное строительство до окончания разработки генплана. Сейчас по словам председателя Госкомзема Украины Андрея Даниленко, речь идет «о формировании территории, на которой должна разместиться рекреационная зона, международный курорт Украины. Южный берег должен стать максимально привлекательным и доходным для бюджета не только автономии, но и государства в целом», — считает он. С другой стороны, Андрей Даниленко утверждает, что срочных изменений требует и Закон «О местном самоуправлении», так как чаще всего именно сельские и поселковые советы нарушают закон, процедуру и права людей на получение земли. Правительством автономии принято всего 90 решений по земельным вопросам, а сельскими и поселковыми советами — более 30 тысяч. Закон должен исключить возможности для злоупотреблений и дать право вышестоящим советам контролировать законность этих решений, считает Андрей Даниленко.

Никита КАСЬЯНЕНКО Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ