Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Требуется «экономика доверия»

23 марта, 2004 - 00:00

Завтра в Киеве начнется дискуссия «Проблемы перераспределения собственности и легализации теневых капиталов в Украине», организованная Центром экономических и политических исследований им. А.Разумкова. Тема более чем актуальна. Одним из наиболее значимых событий прошлой недели стало обращение Президента Украины к парламенту, в котором очень заметное место отводится детенизации украинской экономики. По оценке независимых отечественных экспертов уровень тенизации в Украине снизился с 43% в 1997 году до 35% в 2003 году, хотя иностранные специалисты по Украине по-прежнему говорят о 50%. Советник Президента Анатолий Гальчинский считает, что сейчас ситуация улучшается, но то, что треть экономики все еще находится в тени, остается, по его мнению, одной из ключевых проблем. И не случайно одновременно с посланием Верховной Раде Л.Кучма внес и законопроект о легализации и амнистии теневых капиталов, которые необходимо провести уже в этом году.

Среди главных аргументов Президента в пользу амнистии — мысль о том, что одним из опаснейших последствий тенизации является ее влияние на криминализацию общества. Как подчеркивается в документе, «дальнейшее ограничение влияния факторов тенизации экономики не может базироваться только на силовых методах, которые дают временный эффект». Законопроект, внесенный Президентом, предусматривает освободить от уголовной и административной ответственности граждан, которые добровольно зарегистрируют доходы, с которых не были своевременно уплачены налоги. Данная «амнистия не может распространяться на финансовые ресурсы, полученные вследствие преступлений против человека и безопасности государства, затрагивать лиц, в отношении которых было возбуждено уголовное дело, а также осужденных». Естественно, готовя соответствующие документы, ученые, специалисты Минфина и Минэкономики просчитывали объемы дополнительных средств, которые могут быть привлечены в экономику. По мнению заместителя директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина Юрия Карпова, при условии принятия Верховной Радой соответствующего закона объем легализированных средств составит приличную сумму. «По оценкам экспертов в Украину может вернуться ориентировочно 3-5 миллиардов гривен. И это будут реальные инвестиции в отечественную экономику. Еще один положительный момент — рост налоговых поступлений в бюджет. Как известно, условием легализации является перевод средств на счета банков на территории Украины, а также уплата 10% налога из суммы легализованных капиталов», — отметил Карпов. По мнению Л.Кучмы, процесс легализации теневых средств необходимо смотреть гораздо шире и учитывать, что «помимо финансового эффекта, амнистия теневых капиталов может стать шагом к формированию «экономики доверия».

Последний тезис для украинского общества очень важен. Как отмечал в ходе подготовки послания Президента один из ведущих координаторов этой работы Трофим Ковальчук, в перечне причин чрезмерной тенизации экономической деятельности следует откровенно поставить на первое место «теневую политику и неприкрытый антагонизм ветвей власти, а отсюда — отсутствие необходимой последовательности в действиях государственного руководства». Как считает Ковальчук, «теневая политика» приобрела масштабы национальной эпидемии и далеко не лучшим образом влияет на экономические приоритеты и действия исполнительной власти. По мнению эксперта, не случайно ныне в ходу не только термин «теневое судопроизводство», но и соответствующая практика.

В то же время при всех имеющихся негативах теневую экономику нельзя считать сплошным проклятием страны. Трудно опровергать мнение многих экспертов о том, что «тень» обеспечила людей дополнительными рабочими местами, повысила реальные доходы населения, расширила спрос и, соответственно, производство товаров народного потребления. По оценке директора НИИ экономического развития Киевского национального экономического университета Владимира Бородюка, за годы перестроечных процессов в Украине теневая экономика наработала более $200 миллиардов валового продукта, и это увеличило средние доходы населения приблизительно вдвое. В 2001 году суммарный объем потребления товаров и услуг населением Украины составлял более 220 миллиардов гривен, что превышало весь ВВП. Только на покупку жилья ежегодно расходуется более 20 миллиардов, а статистика говорит о сплошной бедности 90% населения. Впрочем, Украина в этом плане не одинока. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, тенизация экономики в мире за последние пять лет росла ежегодно на 6,2%, а общий экономический подъем составлял в среднем 3,5%. В отношении к нашей стране такая тенденция, очевидно, еще более справедлива. По мнению Т.Ковальчука, это объясняется тем, что тут воплощаются в жизнь все рекомендации и достижения современного менеджмента, рабочая сила оплачивается по действительной ее стоимости, применяются все необходимые моральные и материальные стимулы труда. Отсюда вывод ученого: в теневом секторе «рыночные реформы реализованы более эффективно, чем это сделано на легальном уровне».

Так что легализовав теневые доходы, украинская экономика может рассчитывать еще и на приток лучшего, реализованного на практике опыта организации управления. Казалось бы, аргументов «за» более чем достаточно. И все же успех очередной попытки вернуть теневую экономику «в страну» сегодня еще не выглядит очевидным. Самый актуальный вопрос, тревожащий умы реформаторов, состоит в том, чтобы найти носителя политики детенизации, а вернее — социальную базу для ее осуществления. Общепризнанно, что государственный чиновник для этой роли совершенно не годится, поскольку он зачастую органично интегрирован в теневой процесс. Поддержит ли инициативу правительства и Президента украинский бизнес, широко представленный в парламенте и отлично осведомленный о всех возможных и невозможных теневых схемах, хорошо знающий реальную цену детенизации как для себя, так и для государства?

Народный депутат и председатель наблюдательного совета Украинской газовой ассоциации Геннадий Руденко в разговоре с «Днем» рассказал о том, что в парламенте находятся не только президентский, но и несколько других законопроектов по этому вопросу. Он считает, что все они пройдут первое чтение. А во втором чтении депутаты выберут из них все лучшее и сделают максимально приемлемый вариант. «Моя позиция, — говорит Руденко, — теневой капитал, который государству нереально контролировать, нужно легализировать. От этого государство только выиграет». По мнению депутата, для налогообложения таких капиталов нужно установить минимальный процент (2—4%, но не больше), который бы соответствовал курсу на легализацию заработной платы, осуществляемому в ходе налоговой реформы. «Теневые схемы «стоят» 2—3%, поэтому легальная практика должна быть более конкурентной, дабы выбить теневые преимущества, предотвратить вывод денег из страны и наполнить ее капиталом».

Член комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Виталий Хомутынник в беседе с «Днем» отметил: что касается ставки налогообложения на легализуемый капитал, то тут он считает возможной дискуссию и переговоры всех заинтересованных сторон, включая и бизнес. По его мнению, 10% — это максимально возможная ставка, чтобы достичь необходимого эффекта. А минимум — это 5%. «В этих рамках нужно будет найти оптимальную точку и принимать закон с тем, чтобы он мог вступить в силу хотя бы в 2005 году, — предлагает Хомутынник и подчеркивает: — До сих пор для этого не хватало политической воли». Народный депутат уверен, что успех данному законопроекту должны обеспечить два основных фактора: низкий процент налогообложения и твердые гарантии безопасности для тех, кто легализовал свои доходы. «Причем главное — именно гарантии», — подчеркивает Хомутынник.

Народный депутат Юрий Кармазин еще не знаком с деталями президентского законопроекта, но считает, что этот закон «будет проходить нелегко». Он также ссылается на то, что криминальную ответственность за неуплату налогов никто не отменяет, и обращает внимание на двойственный подход, согласно которому законопослушные граждане должны платить налоги по одной ставке («по полной программе»), а те, кто прятал доходы в «тень», теперь будут платить по другой. По мнению Кармазина, Президент, добиваясь детенизации экономики, делает только полшага, поскольку эту проблему, по мнению депутата, нужно было решать в комплексе. «На его месте я бы ликвидировал причину, а не боролся с последствиями, сказал «Дню» народный депутат, — полностью пересмотрел бы политику администрирования налогов, включая таможенные сборы и свободные экономические зоны. Если будут закрыты все эти щели, тогда можно будет бороться дальше...». Кармазин предсказывает, что закон будет принят нынешним большинством, но никакого серьезного возврата капиталов в Украину «не будет и быть не может». Он утверждает, что в закон нужно вводить уголовную ответственность за украденное, за искусственное доведение предприятий до банкротства, поскольку предлагаемое — лишь часть того, что нужно сделать.

Как сказал «Дню» руководитель компании «Юранко трейдинг лимитед» Вадим Гуржос, закон о легализации теневых доходов несколько запоздал и не является сегодня столь актуальным. «На сегодняшний день все капиталы, которые нужно было легализовать, уже легализованы, — утверждает предприниматель. — Для этого существует достаточно много схем. Ими давно все воспользовались. Хотя этот закон, конечно, желательно было бы иметь. И власть предпринимала определенные попытки. Но тех, кто тогда воспользовался легальными возможностями получить амнистию, можно пересчитать буквально по пальцам».

Народный депутат Игорь Шкиря, которого «День» отыскал на его округе в Донецке, также считает, что этот закон нужно было принимать раньше. В то же время, по его мнению, большинство теневых капиталов в Украине добыто не преступным путем. «Просто у нас, как и во всем мире, бизнес пытается уйти от налогов, если они зашкаливают, — рассказывает депутат, — а налоги были просто удушающие: многие предприятия и не выжили бы, если бы не уходили от налогов. Поэтому такой закон нужно принимать. И он должен дать бизнесу сигнал: законодатель будет соблюдать установленные правила игры». По мнению Шкири, самый заинтересованный инвестор — отечественный, и он даст в бюджет страны значительные легальные средства, если данный закон будет принят. Депутат призывает смириться с тем, что легализованные капиталы будут облагаться существенно меньшими налогами, чем остальные... «Иначе мы не выйдем из тени и будем там находиться еще долго».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ