Событие, быть может, и не самое заметное, но по-своему эпохальное: в Национальном художественном музее Украины был презентован каталог «Давня українська ікона з приватних збірок» (издательство «Родовід», 2003 г., Киев).
Ну что нам, в самом деле, каталог? Вот бы какая-нибудь коллекция в дар музею (кстати, передача была — Музей получил в дар икону Николая-угодника 16 века), или партия возвращенных ценностей, одним словом, что-нибудь сенсационное. А каталог... А каталог — это как раз тот самый акт музеефикации, без которого бытование любой национальной культуры невозможно в принципе. Ведь произведение искусства, о котором никто не знает, как бы и не существует. Информация — это цемент, или, скорее, нервная система духовной жизни: если где-то этих «нейронов» нет, значит, организм культуры эту часть просто не чувствует. Вот так и с украинской иконой. То, что это глубоко самобытное, очень богатое и разнообразное явление, — признано давно и безоговорочно во всем мире. Собственно, то же украинское барокко, о котором так любят рассуждать искусствоведы — по сути, и есть давняя иконопись. И то, что очень многие из этих произведений просто недоступны, ибо украдены, вывезены за границу, или, в лучшем случае, разбросаны по частным коллекциям — увы, тоже данность.
Прекрасно изданная, иллюстрированная и откомментированная книга «Родоводу» несколько исправляет положение. В ней репродуцированы иконы, находящиеся в частных коллекциях. Настоящая Ойкумена, величайший скрытый клад. Удивительно, что это издание вообще появилось. Частные собиратели необычайно ревностно относятся к своим «единицам хранения». «Родоводу» удалось проникнуть в коллекционные святая святых. И открыть Украине ее неизведанное лицо.
Вернее, множество ликов. Каталог представляет самые разные школы и эпохи иконописи. Уже сами названия местностей, где создавались иконы, звучат как музыка: Туркивщина, Старосамборщина, Полесье, Мостищина, Галичина... Святые, апостолы, Матери и Младенцы — строгие или жизнерадостные, улыбчивые или сосредоточенные — озаряют собой эти места. Местечки, села, города, где 700, 600, 500 лет назад жили художники, написавшие эти лики. История, вопреки расхожему утверждению, не оживает в этих картинах, нет — она замещается реальностью искусства. История часто бывает несправедлива, ошибочна, но вдохновение не ошибается никогда.
И потому, когда перелистываешь эти страницы, всматриваешься в эти лики — то многочисленные беды и поражения нашей страны отступают далеко, на страницы плохо изданных учебников. или еще дальше.
Смотришь — и понимаешь: все у нас будет хорошо.