Каждому поколению свойственно осуждать время, в котором оно живет, и чувствовать ностальгию по прошлому. Это, однако, не мешает людям быть уверенными также в том, что их время, «последнее» среди всех, которые уже были, во многом превосходит своих предшественников (европейцам присуще чувство прогресса). Это словно взойти на вершину (вершину времени) — прошлые поколения остались где-то внизу, а выше нет никого. Поэтому жизнь тех, кто был до нас, нам иногда кажется более примитивной, ограниченной и весьма отличающейся от нашей.
Станислав Ориховский-Роксолан родился в 1513 году в селе Ореховке провинциальной Перемышлянской округи (Польша) в семье русинов-украинцев. Отец его — бедный шляхтич, мать — дочь православного священника. Получив начальное образование в Перемышле, Станислав отправился в Западную Европу, где штудировал философию, историю, искусства. Учился в Краковском, Венском, Болонском университетах; во время занятий в Виттенбергском университете русина, который поражал всех своими способностями, приютил в своем доме Мартин Лютер. Ориховский-Роксолан побывал также в Риме, Венеции, Лейпциге, везде общаясь с выдающимися деятелями той эпохи — католиками и протестантами. Общение не было для него сложным делом — он знал латынь, древнегреческий, древнееврейский и большинство западноевропейских языков. А среди наук выделял философию, которая «крестьянина делает жителем города, дикаря — смирным, варвара — ученым, а людей вообще — богами».
После 17 лет пребывания в Европе, которые превратили его в известного деятеля европейского возрождения, философа, политолога, публициста, Станислав вернулся в родной Перемышль. Занимался активной писательской деятельностью, распространял идеи западноевропейского гуманизма. Не прекращал отношения с выдающимися людьми Европы, где его называли «русинским Демосфеном» и где его произведения пользовались немалой популярностью («О турецкой угрозе», «О целибате», «Отступничество Рима», «Хроника», «Об естественном праве» и др.) Умер он на 53 году жизни в Перемышле.
Ориховский-Роксолан родился и жил в Польше, считал ее родиной, но всегда подчеркивал свою принадлежность к русинам. Исследователи утверждают, что нет ни одного его произведения или письма, в которых автор не отмечал бы свое русинское происхождение. Он постоянно обращался к историческим традициям своего народа, его прошлому. Будучи принят при дворе короля Сигизмунда II Августа, не упускал случая рассказывать королю о лишениях своего народа, просил его стать покровителем Руси.
Много времени ученый отдавал политологии. Задолго до Гоббса, Локка и Гельвеция он рассматривал государство как сообщество граждан, объединенных принятым всеми правом и общей выгодой; писал о том, что не государство, народ предназначены для короля, а король — для государства. И что все граждане должны быть равны перед законом. Политические взгляды Ориховского-Роксолана радикально отличались от теорий Макиавелли («цель оправдывает средства») — он считал, что право, закон, а значит и нормальное государство не могут существовать без морали. Альтернативой является только дикарство, варварство, деспотизм. Ниже приводим несколько выдержек из «Напутствия Польскому королю» Ориховского-Роксолана, поражающих своей актуальностью.
«Должен помнить, что в твоем государстве правит не человек, а закон. А если изменишь этот порядок и скажешь, что ты господин закона, Господь отдаст королевство либо врагу, либо рабу твоему.
Нужно прежде всего знать, что добрый король ничем другим не отличается от тирана, как только отношением к сенату. Ведь тиран, как правило, не имеет сената, а если имеет, то это — ничтожная кучка людей. Из-за того, что тиран всю республику использует исключительно для своих нужд, он весьма опасается, чтобы кто-то не стал ему на пути. И когда приближенных себе подбирает, то прежде всего заботится, чтобы те умели держать язык за зубами. Он всегда тщательно следит, чтобы выдающиеся люди государства не росли ни в благородстве, ни в науке, ни в добродетелях. И тогда лишь считает себя счастливым, когда отважных, воспитанных, умных, ученых или богатых мужей выгонит из своего государства.
Настоящий же король (а не тиран), чтобы больше государству послужить, выбирает себе в приближенные самых лучших, выдающихся среди граждан и с помощью их авторитета, советов и мыслей оберегает республику. Талантливых и ученых окружает он вниманием — ценит их труд, и уверен, что и в будущем эти мужи понадобятся для республики.
Остерегайся алчных и не доверяй им руководящих должностей в республике. Нужно, чтобы никто на чужое не посягал. Иначе появятся в республике хитрость, обман, измена, грабежи, распри, насилие над слабыми. Чтобы освободить от этого государство, подбирай людей сдержанных, которые довольствуются тем, что уже имеют. Даже малым. И пусть их решение всегда будет окончательным, чтобы они ни решили.
И ни о чем более не заботься, как о том, чтобы между сенаторами было должное согласие. Ибо ничто так быстро не разрушает государство, как распри в сенате. Помни, что от ссоры Цезаря с Помпеем Рим пришел в упадок. Все это и нас должно устрашить. Когда в сенат проникает ненависть, не стоит и надеяться, что сенаторы будут думать о чем-то другом, чем как найти способ ободрать друг друга. Что же касается партий, то они возмущают противников обидами, унижением, сплетнями. И для этой потребности держат тысячи адвокатов-плутов, которые подсказывают, кого нужно выбирать и каким образом заклеймить или выгнать из государства другого.
Ты должен весьма озаботиться, чтобы в провинциях, где по твоему поручению правят сенаторы, они справедливо и пристойно с провинциалами обращались. Ибо их напыщенность и корыстолюбие далеко заходят. А твои подданные не осмеливаются даже пожаловаться своему королю в несчастье, ибо у них отобрано не только имущество, но и свобода — их сила».
Такое вот «напутствие», написанное Станиславом Ориховским-Роксоланом для «своих русинов», через века дошло до нас. *** В материале использована работа Мирослава Русина «Первый украинско-польский политолог и философ» и «Напутствие» в переводе с латыни Владимира Литвинова.