Когда бы действие ни происходило — очень давно, теперь или в будущем, нам всегда будет интересна психологическая цепочка «он — она — они». Кто кого любит? Почему предают? Наконец, понимаем, что любовь — это счастье. И киноискусство неутомимо будет исследовать истории «он — она». «День» обратился к экспертам с просьбой рассказать о САМЫХ ЯРКИХ ПОСЛЕДНИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ОТ ФИЛЬМОВ — ЛЮБОВНЫХ ИСТОРИЙ.
Оксана КАРАВАНСКАЯ, дизайнер:
— Хочется особенно вспомнить о картинах «Фрида» Джули Теймора с Сальмой Хаек в главной роли и мюзикл «Чикаго» Робе Маршалла с Кетрин Зетою-Джонс, Рене Зельвегер и Ричардом Гиром. Интересные динамичные сюжеты, блестящая актерская игра, яркая операторская работа, кроме того в «Чикаго» использованы одновременно принципы постановки кино, театрального спектакля и мюзикла.
«Фрида» — история жизни и творчества мексиканской художницы Фриды Кало, женщины очень красивой, талантливой, своеобразной, сильной. Любовь двух личностей в искусстве, как и у обычных людей, всегда претерпевает взлеты и падения, но с большей силой, напряжением, консистенцией. Так было у Фриды с ее мужем художником Диего Реверой. И мне как зрителю кажется, что быть рядом с ним — сплошное испытание. Оба как люди творческие нуждались в новых эмоциях, впечатлениях, флирте, увлечениях. Когда рядом две сильные личности, то случается, что одна подчиняет другую. А история Фриды — это история женщины, которая уберегла себя, свое творческое «эго» от любых влияний: алкоголя, наркотиков, случайных отношений...
В «Чикаго» все тоже начинается с любви. Героиня Рокси Харт, натура страстная, убивает своего любовника и попадает в тюрьму. Эта лента перекликается с «Фридой» в том, что женщина в борьбе за выход на сцену, не останавливается ни перед чем: тюремщицами, надзирателями, адвокатами. Там также непростые отношения мужчины и женщины. Где игра, где притворство, а где чувство? Неизвестно.
Сергей АРХИПЧУК, режиссер Национальной оперы Украины:
— С молодых лет я приучил себя смотреть фильмы-достояния мировой культуры. С одной стороны, хочется увидеть киноклассику, а с другой — все новое, событийное, что появляется. Кинокартины «Секретарша» Стивена Шейнберга и «Читай по губам» Жака Адиара поразили тем, что их герои довольно необычны: или с физическими недостатками, или с незначительными сексуальными сдвигами. Эти фильмы не детективные, не приправлены привкусом эротики для того, чтобы удержать внимание зрителя. Это ленты — исследование истории любви непростых людей, которых жизнь сбивает с ног из-за болезней, отклонений от начертанной родителями, школой, различными институтами прямой. Представьте героиню «Секретарши», у которой есть шкатулка с инструментарием для нанесения ран на своем теле. После каждого жизненного события, которое ранит сердце, девушка оставляет знак на себе. Она борется с обстоятельствами за любимого. У него там тоже целая система мини-нарушений. В фильме есть уникальная комбинация, когда героиня убегает из-под венца в офис мужчины, которого любит по-настоящему. Она никуда оттуда не выходит, несмотря на многочисленные визиты политических деятелей, воспитателей школ, церковных и общественных лидеров, друзей, матери, родственников далеких-близких. Женщина отвоевала свою любовь, и, собственно, открыла новый мир с человеком, который ей больше всего подходит.
«Читай по губам» — почти криминальная история женщины с недостатками слуха, которая нашла любовь. Но путь к любимому лежит через преступление. Он — бывший заключенный, пытается использовать ее уникальное умение читать по губам для того, чтобы присвоить большую сумму денег. Кто кого использует: он ее или она его? Наконец оба используют обстоятельства, чтобы быть вместе.
«Поговори с ней» Педро Альмадовар — картина также о неполноценном юноше. Он влюбляется в юную танцовщицу, которая после серьезной травмы впала в летаргический сон. Его чувства проявляются в том, как он за ней ухаживает: расчесывает волосы, моет, разговаривает. Заканчивается все тем, что парня сажают в тьрьму. Непростые пути к настоящей любви.
Эти фильмы для меня стали событиями. Очень легко воспринимаются истории с рафинированными суперменом и барби. А обделенность этих героев, их чувства обращают внимание на Человека — образ Божий и становятся нам тестом на человечность. На вручении кинонаград Британской киноакадемии Педро Альмадовар заявил, что в интервью одной из парижский газет кто-то из командиров американского подразделения в Ираке уверял, что для решения проблемы нужна только одна темная ночь. А деятелям кино наоборот — нужен свет.
Анико РЕХВИАШВИЛИ, художественный руководитель театра современной хореографии «Созвездие Анико»:
— Я предпочитаю французские фильмы, где присутствует человек со своими маленькими, на первый взгляд не существенными проблемами, с обязательно добрым отношением к жизни. А еще французы непринужденно умеют говорить о любви.
Кинокартины «Ватель» Роланда Жоффе и «Вальмон» Милош Форман — истории очень сильных мужчин времен Людовика XIV. Дворецкий Франсуа Ватель — эстет. Он превращает королевский обед в изысканный пир: разнообразные закуски, например, засахаренные фрукты, фигурные блюда из рыб, дорогой фарфор, остроумные шутки, веселые розыгрыши... Вокруг главного героя разворачиваются политические и любовные интриги. И в конце концов он погибает из- за того, что для приготовления приема не была доставлена свежая рыба! Франсуа Ватель — художник, поэтому был выше человеческой подлости. Фильм — психологический. Режиссеру удается отслеживать о чем думает мужчина, как его сила обращается против него самого, как он загоняет себя в ловушку. Мне всегда были интересны крупные планы. Особенно, когда герой играет паузы: текста нет, а чувство, ощущение нужно передать мимикой, жестами.
«Вальмон» — кинокартина о ней и о нем. Оба — довольно экстравагантны. Он, маркиз де Мерей — роскошный любовник, пользуется успехом у женщин. И когда осмеливается сделать предложение вступить в брак любимой женщине, она отказывает ему, издеваясь. А все из-за ревности. И тот гибнет на дуэли.
Я люблю дуэты — «он — она», и не люблю треугольник. Потому что тогда этот третий обязательно обладает отрицательными чертами. Все равно присутствие третьего сводится к выяснению отношений «он — она». «Он + она» настолько интересная формула, что предугадать разворачивание отношений невозможно.