Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Контрнаступление канцлера?

Социал-демократы Германии ищут оптимальную предвыборную программу
17 февраля, 2004 - 00:00


Решение федерального канцлера Герхарда Шрёдера передать пост председателя Социал- демократической партии Германии (СДПГ) лидеру ее бундестаговской фракции Францу Мюнтеферингу произвело в Берлине эффект разорвавшейся бомбы. Страна взбудоражена жаркими дискуссиями о судьбе главной правящей партии, курса реформ, самого Шрёдера, а также требованиями оппозиции о новых выборах. По заявлению Шрёдера, он оставляет партийное председательство «неохотно». Иными словами вынужденно. Принятое им решение является признанием глубокого кризиса, переживаемого СДПГ. А косвенно — и кризиса доверия к курсу реформ и правительству Шрёдера, работой которого недовольны до 80% участников опросов.

Уход канцлера Герхарда Шредера с поста председателя Социал- демократической партии Германии (СДПГ) сильно повлияет на расстановку сил в правительстве Германии, а также на незначительное «красно-зеленое» большинство в парламенте. И хотя говорить, как делают сегодня некоторые в Германии, о «закате карьеры канцлера» или же называть неожиданный шаг Шредера «началом конца» его пребывания у власти кажется несколько преждевременным, совершенно правильным будет отметить, что такие действия Шредера могут обернуться для него существенной потерей власти.

Выиграет от этого прежде всего Франц Мюнтеферинг — 64-летний парламентский лидер СДПГ, который сменит Шредера на посту председателя партии. Шредер и Мюнтеферинг будут действовать в тандеме, но Шредер окажется в большей зависимости от лояльности Мюнтеферинга, чем Мюнтеферинг от успеха Шредера.

Шредер представляет умеренную левую политическую платформу и программу, сопоставимую с новой лейбористской доктриной премьер-министра Великобритании Тони Блэра или центризмом бывшего президента США Билла Клинтона. Мюнтеферинг же демонстрирует большую приверженность традиционным социал-демократическим (старым лейбористским) ценностям. С точки зрения стиля руководства, Шредер всегда действует самостоятельно, в то время как Мюнтеферинг отдает предпочтение работе в команде.

В Германии канцлер удерживает самую сильную позицию среди главных игроков на политической арене. Однако основной источник власти и влияния любого канцлера Германии заключается не в правах и полномочиях, предоставленных ему конституцией, а в фактической поддержке членов его партии.

За одним примечательным исключением в 1950-х годах, ни одной из двух главных политических партий Германии — социал- демократической и умеренно консервативной христианско-демократической — не удавалось получить абсолютное большинство в парламенте. Вследствие этого канцлеры Германии обычно возглавляют коалиционные правительства, и их реальная власть основывается на лояльности партийных сил, которыми они управляют в рамках таких политических альянсов.

Хотя социал-демократы никогда не любили Герхарда Шредера (во всяком случае, он, несомненно, не пользуется такой же любовью, как незабвенный Вилли Брандт), волей-неволей они следовали за ним до тех пор, пока видели в нем единственного гаранта успеха на выборах после шестнадцати изнурительных лет (1982— 1998) в оппозиции Гельмуту Колю. Но ситуация изменилась: с конца 2002 года Шредер и СДПГ имеют необыкновенно низкий рейтинг одобрения общественности, и ожидать изменений к лучшему в ближайшем будущем не приходится.

Только в 2003 году около 40 тысяч социал-демократов покинули ряды партии — неслыханные потери для политической партии в Германии. Согласно данным «Infratest dimap» — одного из ведущих немецких институтов исследования общественного мнения, если бы всеобщие выборы состоялись, скажем, в воскресенье 8 февраля, правоцентристская коалиция христиан-демократов и либералов получила бы 57% голосов. При поддержке не более 35% избирателей «красно-зеленая» коалиция Шредера потерпела бы сокрушительное поражение.

В начале нынешнего года «супер-выборов», как его называют в Германии, когда должны состояться четырнадцать выборов — одни на европейском, пять на региональном и восемь на местном уровнях — это очень плохие показатели для СДПГ.

В прошлом Шредер несколько раз демонстрировал необыкновенную энергию и активность в отчаянных ситуациях, находясь в практически безвыходном положении. Это качество является сильной стороной нынешнего канцлера, и, похоже, на сегодняшний день он находится в процессе самого дерзкого и рискованного контрнаступления за всю свою карьеру. Ставка делается на значительный экономический подъем, ожидаемый с середины 2004 года, который должен продлиться до следующих всеобщих выборов осенью 2006 года, а также на то, что избиратели отнесут ожидаемое экономическое возрождение на счет экономических преобразований, а также реформ рынка труда и государства всеобщего благосостояния, объединенных под названием «Программа реформ-2010». Эту программу Шредер сделал «торговой маркой» своего пребывания на посту канцлера.

На протяжении долгого времени реформистские заявления Шредера не соответствовали проводимой им политике. Только после повторного избрания осенью 2002 года он, наконец, отказался от прежних популистских позиций, кратковременных решений и нео-корпоратистских методов, направленных на достижение компромисса между профсоюзами и ассоциациями работодателей.

Принимая во внимание наиболее острые проблемы Германии, такие как прогрессирующий демографический спад, чрезмерное регулирование рынка труда и сложная и непонятная налоговая система, программа реформ Шредера может показаться чрезвычайно мягкой и осторожной. Однако основной электорат СДПГ и особенно влиятельные профсоюзы посчитали многие из предлагаемых мер слишком жесткими.

Тем временем, в условиях тяжелого экономического положения Германии, которое может только усугубиться, принимая во внимание демографические проблемы страны, социал-демократы сегодня не могут не признать необходимость отдать созданию богатства приоритет перед перераспределением. Германия не может позволить себе замедлить или, еще хуже, остановить процесс реформ.

В лучшем случае, Шредер будет и дальше твердо придерживаться «Программы реформ-2010», а Мюнтеферингу придется терпеливо объяснять недовольным членам СДПГ, что путь к земле обетованной лежит через пустыню. В худшем случае, Шредер вернется к популизму ради краткосрочного успеха на выборах, а Мюнтеферинг одобрит этот метод, чтобы спасти раненую душу социал-демократов от полного отчаяния.

Трагедия Шредера заключается в том, что его власть может ослабнуть независимо от того, какой он выберет путь. Однако окончательные результаты будут известны лишь к концу текущего года «супер-выборов».

Михаэль МЕРТЕС — в прошлом советник Гельмута Коля, в настоящее время является партнером и сотрудником «Dimap consult» — коммерческого научно-исследовательского центра, имеющего офисы в Бонне и Берлине (Германия)

Михаэль МЕРТЕС. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ