Сегодня для нефтепровода Одесса — Броды наступает момент истины. Из Вашингтона, где проходили заседания рабочей группы Украина — США по вопросам создания Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), возвращается вице-премьер по вопросам ТЭК и промышленности Андрей Клюев и попадает, как говорится, с корабля на бал. В этот же день правительство Украины намерено принять долгожданное решение в отношении направления работы нефтепровода. Одновременно оно таким образом определит и судьбу ЕАНТК, для которого украинский нефтепровод является ключевым звеном и в котором чрезвычайно заинтересован Европейский Союз. Ведь для него это проект, в значительной мере определяющий энергетическую безопасность континента.
Тем не менее определяющее влияние на решение украинского правительства, по-видимому, окажет содержимое американского портфеля Клюева. Напомним, что предыдущий, декабрьский раунд украинско-американских переговоров по «коридорному» вопросу не дал результатов, хотя до заветных договоренностей было рукой подать. Если воспроизвести преисполненный условностей язык дипломатов газетным стилем, то американское резюме декабря было таковым: мы вам даем огромное количество нефти и гарантируем ее поставки на протяжении десяти лет, а вы торгуетесь из-за каких-то мелочей (похоже, речь шла уже о тарифе на транспортировку нефти). Задача Клюева, прилетевшего в Вашингтон из Баку и, не исключено, получившего там поддержку, состояла в том, чтобы проявить свой опыт переговорщика и уладить разногласия.
Тем временем в Киеве не утихали споры вокруг выводов консалтинговой компании Energy Solutions, исследовавшей девять вариантов использования нефтепровода Одесса — Броды, впервые официально обнародованных министром топлива и энергетики Сереем Ермиловым. В изложении министра выводы американского советника ставят на первое место «вариант комплексного использования нефтепровода Одесса — Броды». Так что американские эксперты, вопреки первоначальным утечкам из заинтересованных «источников», скорее всего проистекающих из НАК «Нефтегаз Украины», одобрили аверс, т.е. транспортировку нефти из Одессы в Броды, а далее (в краткосрочной перспективе, до завершения строительства нефтепровода до польских Плоцка и Гданьска) — железнодорожным транспортом в Польшу. При этом, очевидно, сохранится и возможность транспортировки нефти Приднепровским магистральным нефтепроводом до порта «Пiвденний». «Это (аверс. — Авт.) — наиболее эффективный и привлекательный вариант», — сообщил С.Ермилов. Он также отметил, что Energy Solutions огласила и вывод относительно реверсного варианта использования нефтепровода. «Но он не на первом месте», — уточнил министр.
В среду и четверг на министра обрушился вал черного пиара. Пресс-служба ОАО «Укртранснафта», по некоторым данным управляемая непосредственно из пресс-центра «Нефтегаза», без санкции своего руководства, но от имени компании распространила заявление, в котором назвала сообщение Ермилова фальсификацией сути выводов Energy Solutions. Кроме того, в этом «документе» высказывается обеспокоенность информацией о попытках административного давления на Energy Solutions с целью изменить ее заключение и опровергается заявление министра топлива и энергетики Сергея Ермилова, сообщившего, что Energy Solutions назвала наиболее экономически привлекательным способом использования нефтепровода транспортировку в направлении Брод как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Одновременно забавное заявление сделала компания «ТНК-ВР», известная своей приверженностью к реверсному варианту нефтепровода Одесса — Броды. На этот раз она огласила, что в случае создания консорциума для реализации проекта по достройке этого нефтепровода до Плоцка (Польша), готова рассмотреть вопрос об участии в нем в качестве инвестора. При этом президент Торгового дома «ТНК-Украина», Александр Городецкий не преминул отметить, что, по его мнению, в течение ближайших трех лет, пока будет создаваться консорциум, Украина могла бы использовать нефтепровод Одесса — Броды таки в реверсном режиме для прокачки российской нефти. «Следование рекомендациям американских экспертов, — уверен Городецкий, — дает Кабинету Министров возможность пойти по наиболее выгодному для Украины пути, обеспечив стабильные денежные поступления от прокачки российской нефти в течение ближайших трех лет, создавая тем временем международный консорциум».
Если же говорить о сути дела, то она выглядит так. Экономический анализ вариантов использования нефтепровода, выполненный Energy Solutions (Питер Камерон, Джефф Эйр, Энерджи Маркетс), исходит из того, что свои преимущества и недостатки имеет как аверс, так и реверс. Вместе с тем материалы исследования, с которым корреспондент «Дня» имел возможность ознакомиться, явно подтверждают правоту Ермилова, определившего аверс как маршрут №1. К примеру, эксперты дают сравнительный анализ конкурентных тарифов. Из него следует, что разница в тарифах на поставку нефти в Кралупы между нефтепроводом и танкером составляет $1,2 на тонне в пользу трубы, в Вохбург/Ингольштадт — $3,2, в Карлсруе — $7,7. Это делает танкеры просто ненужными для значительной части европейских потребителей нефти.
Сторонники реверса предъявляют вывод американских экспертов о том, что предложение ТНК о реверсе обеспечивает положительный чистый денежный результат на протяжении трех лет в размере $35 млн. Но при этом они умалчивают, что одновременно (и об этом также говорится в выводах Energy Solutions) украинские железные дороги потеряют $90 миллионов — всего за один год.
Сравнительный анализ не упустил из виду проблему проливов Босфор и Дарданеллы, где недавно были еще более ужесточены условия прохода танкеров. Это совпало с непогодой и вызвало небывалые заторы, наглядно продемонстрировав миру, насколько это место узко и опасно. Здесь у аверсного направления украинского нефтепровода, который по сути и задумывался как альтернатива проливам, явное преимущество. Но при этом экспертами Energy Solutions не учитывалось и еще одно обстоятельство. Как известно, значительная часть внешнеторгового оборота Украины также приходится на проливы, поскольку это единственный выход для нашей страны в Атлантику. «Забивая» этот путь танкерами, которым тут предоставляется право первоочередного прохода, мы создаем таким образом дополнительные препятствия для собственных товаров, замедляем движение внешнеторговых товарно-денежных потоков. Убытки от этого для страны подсчитаны не были. В то же время эксперты обратили внимание украинского правительства на то, что в случае утверждения реверсного варианта «необходимо помнить о конкурирующих нефтепроводах». И действительно, в этом случае, как утверждают также и эксперты «Дня», конкурентные преимущества завершенного строительством украинского нефтепровода могут быть утрачены.
Говоря о неких доходах, лоббисты реверса, как правило, умалчивают о реальных возможностях российской стороны предоставить декларируемые для прокачки объемы нефти. Начнем с того, что в минувшем году через 52-километровый участок нефтепровода и порт «Пiвденний» было отгружено не 4 миллиона тонн нефти, как предусматривалось, а в два раза меньше. Судя по контрактам, заключенным на этот год, ситуация не должна измениться. Откуда же возьмутся обещанные ТНК-БП девять миллионов тонн? Кроме того, есть данные российских источников и о том, что участок нефтепровода «Дружба» — Унеча — Мозырь, по которому, согласно реверсному сценарию, нефть должна поступать в Броды, загружен на 98%. Это позволяет провести по нему дополнительно не более 1,5—1,6 млн. тонн, но отнюдь не девять. Между тем в «реверсных» условиях, предлагавшихся ТНК- БП украинскому правительству, был «случайно» забыт известный принцип «транспортируй-или-плати», используемый обычно в мировой торговле нефтью с помощью нефтепроводов. Мы не беремся утверждать, что это сделано намеренно. Но если ставить цель не допустить в Европу конкурентную каспийскую нефть, то в этом случае можно легко прикрыть украинский нефтетранспортный коридор как таковой. Этой же цели можно добиться, просто объявив о реверсе нефтепровода. В этом случае он сразу станет ненужным и лишится поддержки Европейского Союза. Отвернется от этого проекта и Польша. Такие вот, «вводные» для украинского правительства.
Таблицы и график из материалов Energy Solutions. Верхняя кривая графика четко показывает перспективы денежных потоков при работе нефтепровода Одесса — Броды в направлении Европы (на Вильгельмсхафен)