В последнее время в Украине ведется довольно оживленная дискуссия о необходимости специального образования для писателей. Этому вопросу отводится значительное место на газетных страницах, часовые телепередачи (сама участвовала), причем в дискуссию втягиваются абсолютно посторонние люди. Громко звучит, в частности, и негативная оценка литературного образования, дескать, лучшие писатели мира его не имели, однако создали и «Человеческую комедию», и «Анну Каренину», и «Гайдамаков».
А вот в Соединенных Штатах Америки вопрос о необходимости писательского образования не стоит: конечно, нужно, если под него можно получить финансирование! Почти в каждом университете США преподается такой курс, как creative writing. Ведь нужно обеспечить работой американских писателей, которые даже в этой богатой стране редко живут исключительно литературным трудом. Подобные курсы читаются преимущественно для студентов, изучающих английскую литературу. И специализированные факультеты, где creative writing является, так сказать, профилирующей дисциплиной (подобные литературные факультеты американцы именуют writing workshop), существуют в нескольких американских университетах. Наибольшую славу в Америке и за ее пределами имеет такой факультет в университете штата Айова.
Штат, всемирно известный своей кукурузой, а в пределах своей страны славится еще и мощным свиноводством, известен в интеллектуальных кругах Америки именно благодаря уже упомянутой writing workshop, писательской мастерской, где американские граждане из всех штатов учатся на писателей. Учатся люди всех возрастов — и студенты, которые не закончили полный курс университета и перевелись сюда, ощутив свое писательское призвание, и люди, которые получили образование давно, долго работали по специальности, а потом, опять-таки, поняли, что их место — здесь.
У истоков Писательской мастерской университета штата Айова стоял Поль Энгл. Неплохой писатель, автор милых старомодных рифмованных стихотворений и добрых детских сказок, получил блестящее образование, много путешествовал, имел талант педагога и больше всего на свете любил молодых писателей — бывают и такие люди на нашей грешной земле. Он и создал Писательскую мастерскую еще в тридцатые годы двадцатого века. Но что значит создал? Подобрал педколлектив, разработал учебные курсы, набрал слушателей? Все это лишено смысла, если нет денег. Американец Поль Энгл на свою задумку сумел получить деньги. И не просто однажды «пробил финансирование»: нужно ежегодно выбивать стипендию для каждого слушателя, обращаясь и к федеральному правительству, и к частным спонсорам. Но впоследствии авторитет Мастерской и ее руководителя стал настолько велик, что местные кукурузоводы и свиноводы начали почитать за честь жертвовать на нее средства. И до сих пор дают фермеры Айовы на Писательскую мастерскую свои кровные деньги. А также приглашают писателей к себе в гости, кормят, не знают, где и посадить. И до сих пор съезжаются со всей Америки молодые и не очень писатели в Мастерскую, в Айова-сити.
Да если бы только из самой Америки! В 1967 году, когда Мастерская уже существовала не один десяток лет, Поль Энгл, гуляя по живописным берегам Коралвил Лейк со своей верной подругой и женой Хуалинг, воскликнул в экстазе: а почему бы нам не приглашать сюда и иностранных писателей?! Ведь это самая сумасшедшая идея, которая когда-либо приходила мне в голову! Эти слова кочуют по всем предисловиям ко всем изданным им антологиям. Ведь на эту «самую сумасшедшую идею» Поль Энгл деньги также получил. Так была создана International Writing Program, известная в народе как IWP. Вскоре со всех концов света в Айову отправился первый заезд. С тех пор в Айова- сити побывало более тысячи писателей более чем из ста стран мира.
Что же они там делали? Гуляли по берегам Айова-ривер. Пили виски «Бурбон» на стипендию, которую им, в зависимости от статуса, платил либо госдепартамент США, либо какой-нибудь частный фонд. Писали, а больше набирались впечатлений для писания в другом месте. Общались со слушателями из Писательской мастерской, обогащая друг друга духовно и тем самым претворяя в жизнь самую сумасшедшую мечту Поля Энгла — ведь именно для такого общения создавал он IWP!
Писатели ехали со всего мира — от Филиппин до Норвегии, от Ирландии до Нигерии. А почему бы не ехать, если за все заплачено? Требуется только хоть как-то владеть английским, участвовать в многочисленных писательских акциях и приемах, а также ходить на экскурсии по местам любимых прогулок Поля Энгла и Хуалинг — последняя, кстати, еще жива.
Чем IWP отличается от других писательских пристанищ, которых полно в мире? Особенно их много в Германии, тех домов творчества, где писателям предоставляется отдельная комната и приличная стипендия, на которую гости из Восточной Европы умудряются не только хорошо поесть в ходе своего пребывания, но еще и привезти деньги домой на ремонт квартиры или на покупку подержанного автомобиля. IWP также предоставляет приглашенным писателям нечто подобное, но возможности писать почти не дает. Зато все время устраивает для писателей творческие вечера, куда приходят все образованные жители Айовы, многочисленные приемы, встречи с Нобелевскими лауреатами, которые едут в Айову, как на богомолье, поездки по кукурузным полям на тракторе, посещения свинарников.
Хотя без денег никакой стоящей программы в жизнь не проведешь, но основное богатство любой программы — не деньги, а люди, которые в ней участвовали. Кто составляет золотой фонд IWP? Это румынка Ана Баландиана, турок Орхан Памук, Славенко Дракулич и Дубравка Угрешич из бывшей Югославии, арабо-израильтянин Антон Шаммаз, ирландец Себастьен Бари, поляк Антонио Либера, россияне Эдуард Радзинский и Виктор Пелевин. Кстати, писателей из СССР на Программу до перестройки не приглашали — не хотели контактов с КГБ, хотя болгары, поляки, венгры в Программе не переводились. В 1969 году уже имел на руках авиабилет в Айову молодой чешский писатель Вацлав Гавел. Но не долетел, потому что сел. Когда спустя много лет он сложил полномочия Президента Чехии, Программа поздравила его с тем, что он уже больше не политик, а снова писатель.
А из СССР первым приехал в 1986 году детский писатель, известный переводчик Винни-Пуха Борис Заходер. В 1990 посетила Юнна Мориц. Потом ехали другие россияне — были на Программе почти каждый год. В 1991 году был министр культуры Армении Бер Зейтунцян. Были люди от Литвы и Латвии. От Украины в 1993 году был известный драматург Ярослав Стельмах.
Не скажу за всю Америку, а в университетском городе Айова-сити писателей и уважают, и любят. Стоит где-то появиться с фирменной сумкой IWP, сразу гарантировано повышенное внимание. «Вы — очень знаменитые в своей стране, если вы тут», — уважительно пожимают руки писателям мира простые жители Айовы . И как это так получилось, что амбициозные украинские писатели в своих странствиях за мировой славой не заехали в этот благословенный край?