Президентская избирательная кампания в Украине, похоже, уже не только началась, но и вступила в критическую фазу. То, что это произошло за год до выборов, не может не вызывать тревогу. Если уже сегодня отдельные игроки на предвыборном поле в достижении своих целей не останавливаются практически ни перед чем, то что будет со страной за полгода, за три месяца до 31 октября 2004 года? Какие потрясения ее ожидают и какой она выйдет из этих потрясений?
Ответы на эти вопросы отчасти уже прозвучали — 31 октября в Донецке. Происшедшее в тот день в «шахтерской столице» — это нечто большее, чем просто срыв съезда «Нашей Украины» как следствие просчета (или расчета) политтехнологов, «усердия» местных властей и массового распивания спиртных напитков. Это — технология раскола страны. На Восток и Запад. На «красных» и «белых». На тех, чей президент — Путин, и тех, кому Тузла помогла выбрать страну. На тех, кому «на ... не нужна ваша украинская мова» (выкрики из толпы, осаждавшей Донецкий аэропорт), и тех, кто хочет жить в независимом государстве, а не в «либеральной империи». На «холуев», «стадо баранов» и тех, кто считает себя пастырями и мессиями...
Составляющими технологии раскола являются другие технологии — политические (об этой составляющей «донецкого скандала» «День» уже писал), административные (когда людей принуждают выйти на улицы с плакатами), финансовые (когда участникам политических акций выдается скромное «вознаграждение» — от 20 до 50 грн.). А точнее — сочетание административно-советских и теневых способов влияния. 31 октября в Донецке — пример того, во что может вылиться сочетание этих методик.
Все это мы уже проходили. Например, в 1999-м. Тогда главной угрозой президентских выборов тоже считали раскол Украины по линии «восток — запад», поскольку желающих заработать на этой болезненной теме хватало всегда. Тогда же были «посеяны» нынешние технологии, использовавшиеся в Донецке обеими сторонами. Четыре года спустя история повторяется, да и многие активные участники и пассивные пособники — те же.
Обидно, что следствием деяний украинского политического класса в Донецке (имеются в виду обе стороны конфликта) стала растрата того, пусть небольшого, но вселявшего надежду кредита консолидации, который образовался благодаря Тузле. «Тузла явно служит делу консолидации украинской политической нации, — сказал Президент Л.Кучма в интервью «Известиям», отвечая на вопрос о возможных изменениях не только во внешней, но и во внутренней политике Украины. — Но такие способы консолидации, несмотря на всю их эффективность, — не наш выбор. Мы хотели бы консолидироваться, и мы будем консолидироваться на другой, более спокойной, более творческой основе — на основе мирного развития нашей государственности...». Увы, пока оснований для таких оптимистических прогнозов немного.
Тем более, что «донецкий скандал» наверняка будет иметь продолжение. Сразу по возвращении из Донецка в Киев Виктор Ющенко на пресс-конференции выразил намерение настаивать на рассмотрении происшедшего и в парламенте, и на заседании фракции «Наша Украина», а также привлечь к событиям в Донецке внимание органов внутренних дел. В.Ющенко также заявил, что, побывав в Донецке, «увидел одну из украинских резерваций» и назвал «публичным цинизмом» действия властей области, имея в виду, в частности, развешанные в городе антиющенковские бигборды с фашистской символикой. Вчера на заседании согласительного совета у руководства Верховной Рады представители фракции «Наша Украина» потребовали создать следственную комиссию для расследования конфликта в Донецке, приведшего к срыву съезда «НУ». По словам спикера Владимира Литвина, фракция настаивает также на заслушивании в парламенте по данному вопросу силовых министров, а также министра науки и образования Василия Кременя. Созидательный радикализм «нашеукраинцев» хорошо известен, поэтому следует ожидать от них очередного парламентского кризиса и игры на обострение.
До парламентских выборов в России остался месяц, до президентских в Украине — год. Однако и там, и там сегодня — «в предвыборном контексте» — происходят события, которые заставляют глубоко задуматься о политическом будущем. После этого можно сколько угодно рассказывать как России, так и Западу о нашем европейском выборе и о том, какая мы, украинцы, единая политическая нация. Запад — в лице 12 представителей зарубежных посольств, посетивших Донецк, — видел все своими глазами. Фото сцен «политических дискуссий» в шахтерском крае попали на ленты ведущих мировых агентств. Стороны конфликта 31 октября нанесли совместный удар по единству и репутации страны.