Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Доктор-танец»

Как научиться доверять своему телу
21 октября, 2003 - 00:00


Еще в летописных источниках упоминается о первом враче, использовавшем для лечения... движение. Этим врачом был китайский лекарь Хуато (141 год н.э). А как направление танцевально-двигательная терапия возникла в 1953-м году в Америке. После американо-корейской войны многие госпитали были переполнены военнослужащими с психическими нарушениями. В одном из таких госпиталей (в госпитале святой Елизаветы) работала танцовщица Мериан Чейз. Она использовала танец для работы с больными аутизмом — людьми, вербальное общение которых затруднено. Поскольку результаты были неплохими, психологи и психотерапевты стали исследовать эту схему лечения. Впрочем, Мериан нельзя назвать автором танцевально-двигательной терапии. Это одно из немногих направлений, которое, в отличие, например, от психоанализа Зигмунда Фрейда, не имеет своего автора. Танцевальная терапия работает по принципам телесно ориентированной терапии, родоначальником которой был ученик Фрейда Вильгельм Райх.

Телесная терапия и танцевально-двигательная терапия — это методы самовосстановления организма. Они применимы в лечении соматических больных, в работе с людьми, имеющими психические нарушения, а также в работе с полностью здоровыми людьми. Танцевально-двигательная терапия направлена на развитие коммуникативных навыков и включает работу с другими видами искусств: рисунком, лепкой, музыкой, актерским мастерством. Подробнее об этом сравнительно новом для Украины направлении «Дню» рассказала Светлана ЛИПИНСКАЯ, профессиональный психолог и хореограф, руководитель лаборатории ТДТ и студии испанского танца «Duende».

ТРИ В ОДНОМ

— Танцевально-двигательная терапия — мало знакомый для большинства людей термин. Как вы «вышли» на эту систему?

— Я занималась академическим народным танцем. В начале 90-х, когда моя сценическая карьера закончилась, я решила, что мне нужно найти еще что-то в жизни (ведь преподавание хореографии тогда никому не было нужно). Меня очень интересовала психология, и я закончила при Киевском национальном университете им. Шевченко Институт «Психогенез». Там и узнала, что существует такое направление, как танцевально-двигательная терапия, начала изучать этот метод и стала одним из первых танцевальных терапевтов в Украине. Это было в 1994 году. Информации об этом методе было очень мало. Ее и сейчас немного, но мы обмениваемся опытом с зарубежными специалистами (в частности с английскими, российскими). Поэтому уже намного больше возможностей развивать это направление. Цель танцевальной, телесно ориентированной терапии, — соединить мысли, чувства и тело в единое целое. К этому приходят те люди, которые осознают потребность «воссоединения» со своим телом.

ТАНЕЦ С «ЗАЗЕМЛЕНИЕМ»

— Как получилось, что вас увлекли испанские танцы? И почему именно они, а не, например, танцы Африки или Индии?

— Каждый человек выбирает то, что ему ближе. Хотя обожаю и украинский, и цыганский, и арабский, и греческий, и еврейский танцы. Через танец происходит формирование твоего телесного образа. А испанцы — очень гордые и независимые. Поэтому именно испанский танец наиболее подходит концепции танцевальной терапии. И мне кажется, что нашим женщинам сегодня необходимо почувствовать этот «испанский» стержень в себе. Испанский танец формирует чувство безопасности, уверенности в себе. Он «заземляет» человека, тогда как все остальные танцы — и вообще танец как искусство — направлены ввысь.

— Принято считать, что по характеру, отношению к жизни украинцы во многом похожи на испанцев. Но в этом начинаешь сомневаться, сравнивая, например, фламенко и гопак...

— Во всех танцах есть общие черты. Ведь танец — это форма самовыражения. Танцор на сцене всегда что-то рассказывает. И не важно, с помощью какой танцевальной лексики. Это передается через пластику, групповые, парные или одиночные движения. А разница заключается в том, что в украинском танце больше открытых, направленных вовне движений, в испанском же, наоборот, — вся энергия аккумулируется в самом танцоре. Этот танец не требует большого пространства сцены, зато необходимо пространство внутреннее, эмоциональное.

ЧЕЛОВЕК БЕЗ ФУТЛЯРА

— Как работает танцевально-двигательная терапия с человеческим телом?

— Вильгельм Райх и вся телесно ориентированная терапия придерживаются того, что все психические травмы или процессы, которые происходят, обязательно отражаются в теле человека. Стресс, травмы или переживания выражаются в теле мышечным напряжением. Энергия (по Райху), которая течет в нашем теле, должна двигаться свободно. А для того, чтобы пережить травмирующее событие или ситуацию, нужно «сжаться». Например, человека обидели, и он не может на это ответить. Как правило, он сжимает челюсти, кулаки, дыхание становится частым и т.д. Это и есть реакция тела на ситуацию. Если же подобная ситуация повторяется несколько раз или эмоциональная травма слишком значительная, такое телодвижение закрепляется в теле как стереотип, снижается уровень эмоциональной чувствительности. Танцевальная терапия, во-первых, дает человеку возможность осознать, как и почему что-то происходит в его теле. Во-вторых, с помощью специальных упражнений помогает снять или снизить уровень «заблокированности» тела. И именно снизить, а не уничтожить. Мы не можем жить без своих защитных механизмов: мышечного панциря, который начинает формироваться с самого раннего детства. Нет такого человека, который был бы в любой ситуации полностью открыт, как цветок лотоса. Это невозможно и не нужно. Иначе это будет человек, которого все в этом мире будет ранить. С другой стороны, если человек слишком непроницаем, он становится малочувствительным не только к боли, но и к радости. Именно поэтому нужно снимать «чешуйку» за «чешуйкой», но лишь до определенного уровня. Тело и психика человека, в идеале, должны быть эластичными, адекватными.

«НЕЛЬЗЯ ЗАЦИКЛИВАТЬСЯ ТОЛЬКО НА ГОПАКЕ»

— Почему, по-вашему, сегодня мы так активно изучаем культуру других народов: готовы стучать кастаньетами, медитировать по йоге, вникать в отличия китайской и японской чайных церемоний? Не теряем ли мы при этом свое?

— Мы ничего не потеряем, если будем осваивать свою культуру через познание других людей, других культур. Если я открыла студию испанского танца, то это не значит, что мы теряем украинский. Нельзя зацикливаться только на гопаке. Знание других культур не исключает любви к своей, а наоборот — обогащает. Мне кажется, что во всем мире увлечение восточными культурами вызвано тем, что люди устали от «техно» и «технологий» и соскучились за «живыми» эмоциями, которые в полной мере представлены в восточных традициях.

— Чем вы измеряете успех вашего дела?

— Степенью удовлетворения своих клиентов. Для каждого это свой путь личностного развития. Степень постижения искусства танца также у каждого своя. Кто-то через два месяца уже может «затанцевать», а кому-то и двух лет мало. Но самое главное — все-таки удовольствие от общения со своим телом, двигательной активности.

«ЧЕЛОВЕК, НЕ СПОСОБНЫЙ НА СПОНТАННЫЕ РЕАКЦИИ, ТЕРПИТ КРАХ»

— Как бы вы описали человека до и после занятий?

— Чаще всего человек, приходящий на занятия, настроен на то, что его сейчас будут оценивать. К сожалению, вся наша система образования построена так, что детей, которые едва не успели прийти в школу, тут же оценивают. Их же еще не успели ничему научить! Например, я до 30 лет была уверена, что рисовать не умею. Во-первых, в школе этому хорошо не учили, а во-вторых, меня убедили в том, что рисование — удел избранных. Я даже не пыталась проверить, так ли это. Но однажды, разговаривая с художником, я поняла, что рисовать могут все. И путем очень личностной работы я разрешила себе рисовать. Я не стала художником, но я рисую. И получаю от этого огромное удовольствие. Это — большой шаг к самореализации. То же самое и с танцем. Да, не каждый человек будет звездой балета. И на основании этого мы должны лишать его удовольствия танцевать?

Одним из главных принципов ТДТ есть возможность научиться слышать сигналы своего тела, следовать им, уметь расслабляться, когда надо. Тело мудрее мысли, потому что оно старше, чем мысль. Тело имеет свою память и многие процессы в нем происходят на подсознательном уровне. Уже на всех уровнях доказана прямая связь психических и физических процессов. Важно научиться спонтанности, импровизации на телесном уровне, осознанно участвовать в своей собственной жизни. Телесные навыки переносятся на психический уровень. Человек, не способный на спонтанные реакции в сложной ситуации, сразу же терпит крах. Главное — научиться доверять своему телу.

СПРАВКА «Дня»

Светлана ЛИПИНСКАЯ — родилась в г. Херсоне. Закончила Киевский институт культуры им. Корнейчука (теперь Киевский национальный университет культуры и искусств), потом — Институт «Психогенез». Танцевальную карьеру начала с 1975 года: сначала в ансамбле танца «Світанок» (Херсон), затем в ансамбле «Україночка». Занимается хореографией, специализация — академический народный танец. С 1994 года танцевально-двигательный терапевт — телесно ориентированная танатотерапия. Также практикует гештальт-терапию (направлена на осознание мыслей, чувств и ощущений).

Юлия КАЦУН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ