Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Общество в «Автобусе»

10 октября, 2003 - 00:00

Днепропетровский украинский музыкально-драматический театр им. Тараса Шевченко показал киевлянам спектакль по пьесе болгарского писателя Станислава Стратиева. Спектакль «Автобус» (в оригинале — «Рейс») поставил известный украинский режиссер, один из лидеров фестиваля «Березілля» Анатолий Канцедайло. (Он закончил актерский и режиссерский факультеты Харьковского института искусств имени И. Котляревского. Стажировался в театре Шота Руставели у Роберта Стуруа, учился в творческой лаборатории Михаила Туманишвили. Как актер и режиссер работал в разных театрах Украины и Беларуси.)

Довольно популярная сегодня пьеса С. Стратиева «Автобус» написана в жанре притчи, где рассказывается о нелепости и беспомощности человеческих действий в частности и жизни в целом. Сюжет таков. В автобусе едут девять пассажиров — каждый по своим неотложным делам и даже в своем направлении. Вокруг темнота, дороги не видно; главное действующее лицо — водитель, в течение всего спектакля остается персоной incognito как для пассажиров, так и для действующих лиц. Вскоре, однако, выясняется, что водитель, как и пассажиры, едет по своим собственным делам и совсем не по маршруту. Постепенно в салоне автобуса сгущается атмосфера катастрофы, паники, в которой характеры большинства пассажиров проявляются не лучшим образом. Общая опасность не объединяет людей, а разъединяет.

Пьеса привлекает остроумием, неожиданными шутками, хотя ее общий характер глубоко пессимистический — среди героев добре и смелые люди нашлись, но умных не нашлось.

Разные режиссеры трактуют «Автобус» Станислава Стратиева по-разному. Так Адриан Ростовский («Театр сатиры на Васильевском») сделал спектакль с музыкой, пением и даже танцами. Постановка Анатолия Канцедайло более сдержанная как по оформлению, так и по мизансценам. Для зрителей, сидящих на сцене «под окнами автобуса», созданы оптимальные условия для «вживания» в сюжет — постоянный шум мотора и тормозов, вращение сцены, глухая тьма зрительного зала. Привлекает музыкально-шумовое оформление — тоненький лучик прекрасной итальянской песни на фоне рокового рева автобуса. Приятно поражает и профессиональная актерская игра, лишенная оттенка провинциализма, — несмотря на предчувствие киевских театральных снобов. Впрочем, как-то так получилось, что в тот автобус режиссер посадил «пассажиров» почти одинаковой комплекции и одного возраста — так называемого среднего старшего; даже влюбленные не тянули на юных, на «молодых». Немного раздражало и то, что на сцене было многовато крика — шум иногда преобладал над нюансами, оттенками чувств. Но это все детали. Итак, приглашаем читателей в театр — автобус подан!

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ