На этой неделе в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) вновь слушали «украинский вопрос». Как выяснилось после обсуждения, — не в последний раз. Решением ПАСЕ процедура мониторинга по отношению к Украине продолжена. Для читателей, незнакомых с тонкостями европейской дипломатии, поясним: мониторинг — это контроль, надзор за соблюдением страной, ставшей членом Совета Европы, своих обязательств перед данной организацией, а также демократических принципов и стандартов в различных сферах общественной жизни. Казалось бы, в самой процедуре контроля за соблюдением обязательств, взятых перед определенной международной организацией, нет ничего зазорного и предосудительного. В процессе взаимодействия с ООН, Всемирной Торговой Организацией, Европейским Союзом, Международным Валютным Фондом, НАТО и другими международными организациями Украина берет на себя конкретные обязательства. Как показывает практика, выполнение этих обязательств — дело очень не простое, зачастую сопряжено с определенными уступками и издержками. Однако интеграция в международное сообщество требует этих жертв.
Почему же обсуждение вопроса о снятии мониторинга Совета Европы за ситуацией в Украине вызвало столь бурную критическую реакцию и со стороны членов украинской делегации на Парламентской Ассамблее Совета Европы, и в средствах массовой информации, освещавших работу осенней сессии ПАСЕ?
Дело в том, что Украина рассчиталась с большей частью своих «долгов» перед Советом Европы. Из более чем 30 обязательств, взятых Украиною перед вступлением в Совет Европы, не выполнено пока всего лишь три: не приняты Криминально-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы, не закончено реформирование пенитенциарной системы. Причем два вышеупомянутых кодекса рассмотрены Верховной Радой в первом чтении. Над ними идет напряженная работа, и нет сомнения, что в ближайшем будущем эти документы будут приняты народными депутатами в окончательном виде.
Как оказалось, некоторых депутатов ПАСЕ интересовало не столько выполнение Украиной своих обязательств перед Советом Европы, сколько реализация собственных политических интересов. С подачи нашей оппозиции в качестве ключевой проблемы, которую будет теперь мониторить Совет Европы, заявлены президентские выборы 2004 года. Но это еще куда ни шло. Выборы — излюбленный объект для контроля со стороны различных международных организаций. Но возникает впечатление, что кое для кого в Совете Европы поиск замечаний в адрес Украины стал своеобразной самоцелью. Требование о защите прав украинских геев и лесбиянок, прозвучавшее на сессии ПАСЕ, можно списать на особенности европейского правозащитного постмодернизма. С европейской колокольни вполне естественно требовать, чтобы в каждой тюремной камере был телевизор и холодильник. Но как отнесутся к такому расходованию государственных средств наши пенсионеры, у многих из которых нет средств не только на новую бытовую технику, но и на ремонт стареньких «Рекордов» и «Минсков»? В Страсбурге, видимо, и не подозревают, что у нас могут быть несколько иные приоритеты с точки зрения обеспечения социальных и информационных прав наших граждан.
Меня, как руководителя Ассоциации национально-культурных объединений Украины, особенно возмущает откровенная спекуляция на вопросах межнациональных отношений и правах национальных меньшинств. При обсуждении «украинского вопроса» на сессии ПАСЕ депутат из страны, граничащей с нами на западе, стал обвинять Украину в притеснении национальных меньшинств. Между тем, именно в сфере межнациональных отношений нет поводов для принципиальных критических замечаний в адрес Украины с точки зрения соблюдения европейских стандартов. В отличие от целого ряда посткоммунистических стран нашей стране удалось избежать кровавых этнических конфликтов. Даже по сравнению с некоторыми восточноевропейскими странами, осуществляющими в настоящее время процедуру вступления в Европейский Союз, уровень напряжения в межнациональных отношениях в Украине гораздо ниже. Украина подписала и ратифицировала основополагающие документы международного и европейского права, гарантирующие права национальных меньшинств: Европейскую Конвенцию о защите прав и основных свобод человека, Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств и, совсем недавно, Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств. Украина последовательно и в полной мере выполнила свои обязательства перед Советом Европы. Незадолго до осенней сессии ПАСЕ в Киеве состоялся семинар, посвященный имплементации положений Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств. В работе этого семинара приняли участие и представители Совета Европы. Ход обсуждения вопросов, связанных с выполнением Украиной положений Рамочной конвенции, показал, как много сделано в этой области. Имеющиеся проблемы обусловлены в первую очередь нехваткой финансовых ресурсов.
И ход обсуждения, и сама форма подачи «украинского вопроса» на Парламентской Ассамблее Совета Европы свидетельствуют о его намеренной политизации. Докладчики Совета Европы по «украинскому вопросу» все сильнее подыгрывают определенным политическим силам в Украине. И отечественные оппозиционеры, и некоторые «специалисты» по украинским делам из зарубежных парламентов используют трибуну Совета Европы не просто для морального давления на руководство нашей страны, а фактически для циничного политического шантажа.
Брезгливо-пренебрежительное отношение к Украине со стороны некоторых еврочиновников и евроделегатов (это в равной мере относится к представителям Европейского Союза и Совета Европы) заставляет всерьез задуматься о характере наших отношений с рядом международных организаций, выступающих от имени Европы. Сколько можно выступать в роли «мальчиков для битья»?
Справедливости ради нужно признать, что мы сами часто даем повод для такого восприятия Украины за рубежом. С одной стороны, этому имиджу содействуют жалобы из лагеря оппозиции. Не находя отклика у избирателей, они все чаще предпочитают идти с «челобитной» к зарубежным визитерам. С другой стороны, у многих наших чиновников и политиков сформировалась нехорошая «привычка» — наплевательски относиться к взятым на себя обязательствам. Добро бы речь шла только о своих собственных обязательствах. Увы, с легкостью «бросаются» именем Украины и интересами государства. Последний яркий пример — дискуссия по поводу Соглашения о формировании Единого экономического пространства с Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном. Из уст некоторых политиков и экспертов прозвучал такой «утешительный» аргумент: не надо, мол, бояться подписания документов по ЕЭП, и раньше мы не выполняли большинство соглашений в рамках СНГ, и сейчас не будем. С такой «государственной логикой» можно забыть о международной репутации Украины. Надо дорожить честью страны, если мы берем на себя обязательства — их надо выполнять.
В Украине много и всуе говорили о европейском выборе нашей страны, по сути дела, заболтав это понятие. Но любая интеграция — это взаимное движение навстречу друг другу. Если речь идет об одностороннем процессе, то правильнее использовать другие термины.
Мы все время уничижительно просимся в Европу, вымаливая у господ из Брюсселя и Страсбурга новый, более благоприятный для Украины статус. Нам же, в лучшем случае, отводят роль швейцара у ворот объединенной Европы.
Может, пора изменить тактику и от обороны перейти в наступление? Нам необходима новая европейская политика, более жесткая и последовательная. Конечно же, в одиночку нам не по силам выстроить отношения с Европой по-новому, но в ЕЭП этого можно добиться. Есть и ближайшая перспективная цель — формирование зоны свободной торговли не только со странами ЕЭП, но и со странами Европейского Союза.
Что касается Совета Европы, то и в данном случае необходимы новые подходы. Учитывая явную политизацию «украинского вопроса» при обсуждении на сессии ПАСЕ и все более заметную предубежденность докладчиков по Украине от Совета Европы, почему бы не поставить вопрос об их ротации? Это обычная дипломатическая практика. А поскольку в нашем случае прослеживается конфликт интересов, то необходимость такой ротации становится еще более актуальной. Наконец, есть смысл всерьез подумать о реформировании этой организации. Новые политические реалии (расширение ЕС, поиск новых форм в отношениях между Евросоюзом и другими странами континента) требуют и новых подходов в деятельности Совета Европы. Украина может выступить инициатором дискуссии о реформировании и содержательном обновлении деятельности Совета Европы.
Убежден, новая европейская политика Украины позволит в лучшую сторону изменить отношение европейских организаций к нашей стране. Нам не нужен дополнительный штамп, подтверждающий «европейскость» Украины. Чтобы всерьез идти в Европу, мы должны не только произвести капитальный евроремонт нашей экономической и политико-правовой системы, но и выработать в себе европейское достоинство.
Александр ФЕЛЬДМАН, народный депутат Украины, президент Ассоциации национально-культурных объединений Украины