Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бюджет: для чего деньги?

25 сентября, 2003 - 00:00


На прошлой неделе в Верховной Раде состоялась презентация проекта государственного бюджета на 2004 год. Как уже сообщалось, проектом закона о государственном бюджете на 2004 год предусмотрены доходы в размере 58220,041 млн. грн., расходы — 59916,042 млн. грн. и предельный размер дефицита 2369,374 млн. грн. По сравнению с нынешним годом доходы бюджета-2004 предлагается увеличить на 6,4 млрд. грн., или 9,3%. По словам первого вице-премьера, министра финансов Николая Азарова, бюджет-2004 является сбалансированным и реальным, и дальнейшее увеличение доходов и расходов, не подкрепленное изменениями в законодательстве, является невозможным. Глава правительства Виктор Янукович на одном из последних заседаний Кабмина сформулировал это так: «Сначала мы должны заработать деньги, а потом решить, как мы их потратим, — если мы изменим эту формулу, то никогда не достигнем цели».

По оценкам экспертов, у парламента немало шансов утвердить бюджет-2003 в установленные сроки (в частности, в первом чтении, согласно заявлению председателя ВР Владимира Литвина, — не позднее 20 октября). Хотя близость президентских выборов, безусловно, налагает отпечаток на нынешний бюджетный процесс. К слову, последний станет очередной — и весьма серьезной — проверкой на прочность и для парламентско-правительственных взаимоотношений. «День» поинтересовался, что думают об этом сами народные избранники.

Степан ГАВРИШ, группа «Демократические инициативы», координатор парламентского большинства:



— Этот бюджет, без сомнения, будет максимально политизированным, и оппозиция будет использовать любые возможности для того, чтобы этот вопрос в политических дискуссиях был конфликтным. Поэтому парламентское большинство должно сцементировать свою волю, договориться с правительством и выйти на единое консолидированное голосование во всех трех чтениях.

Бюджетный процесс этого года, как по мне, свидетельствует о конституционных отношениях между правительством и парламентом. Конечно, во времена, когда у парламентского большинства есть своя коалиция, это и политические отношения, которые имеют обязательственный характер (поскольку в положении о парламентском большинстве и соглашении между правительством и парламентским большинством записано, что стратегической целью последней и является поддержка правительства в проведении проекта госбюджета на следующий год). Но я считаю, что они имеют глубококомплексный характер. В то же время, они не являются, с одной стороны, простыми, а с другой — достаточно публичными, поскольку парламентское большинство и правительство практически каждую неделю минимум один раз проводят встречу на уровне координационного совета и ключевых должностных лиц.

Валерий КОНОВАЛЮК, первый заместитель председателя комитета по вопросам бюджета:



— Политическим явлением госбюджет был всегда. Но презентация бюджета-2004 в Верховной Раде дает основания надеяться, что депутаты все же будут руководствоваться здравым смыслом и влиять на рассмотрение бюджета с точки зрения не отдельных интересов, а интересов государства в целом. По моему, есть несколько основных задач, которые должны лежать в основе работы как соответствующего комитета, так и Верховной Рады в целом.

Во-первых, мы должны сконцентрировать усилия не на сокращении расходной части, а на увеличении доходов. Ведь проведенная не в полном объеме налоговая реформа и сокращение налоговых ставок дают основания ожидать определенных рисков в наполнении, в первую очередь, местных бюджетов. Поэтому местные бюджеты должны иметь четкий механизм компенсации доходов, которые они не получат, а социальные направления — основываться не на политических эмоциях, а на постепенном последовательном вводе механизма адресной социальной помощи. У государства сегодня нет ресурсов дотировать всех и вся. Мы должны обращать внимание, в первую очередь, на незащищенные слои населения. Мы будем тщательно изучать поставленный правительством вопрос о сокращении льгот, упразднении положений некоторых законодательных актов. По этому поводу, уверен, будут действительно большие дискуссии. В то же время, есть все основания надеяться, что мы рассмотрим государственный бюджет вовремя и парламент одобрит его в сроки, выписанные в бюджетном кодексе.

Думаю, в знаменателе удастся достичь баланса, поскольку известна позиция отдельных фракций относительно финансирования отраслей и госпрограмм. Министерство финансов, в случае его конструктивного сотрудничества с фракциями, выйдет на оптимальный расчет расходов, и это даст возможность согласовать решение по одобрению бюджета на этой стадии отработки отдельных разделов и положений.

Я думаю, сегодняшним проектом бюджета правительство доказывает, что есть уверенное движение вперед в улучшении не только структуры и содержания бюджета, но и качества его показателей.

Нестор ШУФРИЧ, фракция СДПУ(О):



— Бюджет на 2004 год будет принят, а все балансы — учтены. Безусловно, без споров в парламенте не обойдется. Правительству надо будет доказать реальность доходной части. Кроме того, корректироваться будут расходы бюджета на будущий год, и всех, во всяком случае объединенных социал-демократов, будет интересовать реальность выплаты 237 гривен минимальной заработной платы и график ввода соотношений с учетом этой нормы.

Бюджетный процесс, думаю, свидетельствует о том, что большинство сегодня работает и поддерживает правительство.

Вячеслав КИРИЛЕНКО, фракция «Наша Украина»:



— Бюджет впервые политический в том смысле, что, во-первых, подготовило его якобы коалиционное правительство. Во-вторых, бюджет обильно пересыпан показателями увеличения ВВП, части социальных расходов, увеличения социальных параметров, расходов на образование, сельскохозяйственных производителей, малообеспеченных и т. п. При детальном же рассмотрении всех цифр никаких улучшений не наблюдается. Иными словами, идеология создания бюджета на следующий год направлена на видимый успех. И в-третьих, на процесс обсуждения бюджета будут влиять внутрипарламентские разногласия, связанные с небюджетными, но политическими вопросами, среди которых — дальнейший ход событий вокруг ЕЭП, а также конституционная реформа. Но так или иначе бюджет, уверен, опять будет принят, и опять — в опредленные Конституцией сроки. А потом, с 1 января, начнется внесение изменений в только что принятый документ. Это, к сожалению, очень порочная украинская практика.

На прошлой неделе на представлении проекта бюджета только ленивый не критиковал его, причем это иногда не зависело от формального пребывания депутата в большинстве или в оппозиции. Думаю, со стороны парламентского большинства это будет «брак по расчету». Основные лоббисты получат свои части от бюджетного пирога и обеспечат его прохождение с незначительным перевесом голосов в парламенте. Поэтому вряд ли приходится говорить о том, что взаимодействие большинства и правительства происходит на концептуальной основе каких-то качественных изменений в экономической, налоговой и социальной структурах страны. Состоится чисто финансовый брак, который будет очень временным, учитывая президентские выборы 2004 года.

Леонид ГРАЧ, фракция Компартии:



— Бюджет любого года и любого органа власти всегда является политико-социальным, поскольку экономика, социальная сфера и политика неразрывно связаны. Проект бюджета на 2004 год я назвал бы сегодня предвыборно-президентским. И полбеды, если б последний был сделан с акцентом на социальные нужды, и мы какой-то период были бы более-менее честны перед избирателем. Но этот бюджет не будет таким. Наоборот, в него можно будет запрятать сколько угодно средств, чтоб они затем через бюджетные дыры перешли во всякие пиар кампании, политтехнологические обслуживающие группы и пр. То есть пытаться что то иметь будут все. Но основа основ будет заложена для того, чтобы иметь соответствующие средства на кандидата в президенты от власти.

Ирина КУХАР
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ