На протяжении семи лет своего существования «День» занимается «идентификацией украинского» в самых разнообразных сферах: начиная отечественной историей и заканчивая национальной кухней (см., например, № 127). Причем делает это на трех языках (украинском, русском, английском) — в то время как рынок печатной продукции преимущественно русскоязычный. «Моделирование нации» затрудняется отчасти из-за того, что коммуникационный процесс в украинской системе масс-медиа затруднен: сказанное не всегда становится услышанным, а услышанное не так уж охотно цитируется. (Как это было, например, в случае с акцией «Дня» относительно лишения Пулитцеровской премии Уолтера Дюранти, отрицавшего факт Голодомора 1933-го в Украине, — из всех крупных телеканалов на нее отреагировал только Первый Национальный).
Любой национальный телеканал по определению должен «пиарить» свою страну — идет ли речь о формировании позитивного имиджа или реакции на негативные посылы. Пример из российской действительности: Комитет по туризму города Москвы, сообщает ИА «REGNUM», реализует проект «Прикосновение», в рамках которого по каналу ТВЦ будет показан цикл из двенадцати телепередач, посвященных туристским ресурсам отдельных регионов России, их культурному и природному потенциалу. И это лишь — один из многих примеров того, как российское ТВ продвигает «российский брэнд». Что касается продвижения «украинского брэнда», то наши телеканалы в этой сфере действуют не так активно. «День» решил обратиться к представителям отечественных телеканалов с вопросом:
? «КАК ВАШ ТЕЛЕКАНАЛ ПРОДВИГАЕТ «УКРАИНСКИЙ БРЭНД»? И ЧТО ИМЕННО ВКЛАДЫВАЕТСЯ У ВАС В ЭТО ПОНЯТИЕ?»
Виктория РУБАН, директор по маркетингу ЗАО «Новый Канал»:
— На мой взгляд, сам термин «украинский брэнд» звучит несколько противоречиво, хотя иногда довольно трудно подобрать украинский эквивалент для обозначения иностранного понятия. Что касается продвижения украинских идей, продуктов (в широком смысле), ценностей, то проблема не является сугубо телевизионной. Ведь даже в случае с ТВЦ заказчиком проекта является московское правительство, а телевидение, бесспорно, — очень могущественное, очень массовое, но все же средство продвижения. В большинстве стран инициатива, подкрепленная финансированием, исходит от государственных органов, которые определяют политику государства в том или ином направлении. Что касается нашей страны, то мне кажется, что телевизионные каналы (кстати, не только Новый) сами проявляют инициативу, не дожидаясь инструкций сверху.
Еще на заре своей молодости, в бытность городским каналом, Новый Канал запустил проект «Города мира» — серию зарисовок о самых красивых и характерных городах мира, среди которых были Киев, Одесса, Львов. Таким образом, мы хотели выстроить логический ряд — города Украины на уровне и в контексте городов мира. Кстати, попытка изменить собственную идентификацию как самодостаточных людей, страны, государства, разбить стереотипное восприятие себя как провинции имеет корни в другом проекте «Лица Мира» (авторский проект Александра Ткаченко). То, что удалось сделать украинским журналистам, достучавшись до порой абсолютно закрытых для СМИ персон (например, до Пиночета практически за несколько недель до его ареста в Великобритании или Далай-Ламы), не всегда было под силу даже западным. «Лица», на самом деле, как никакой другой проект, сделали очень много и для украинского самосознания, и начала идентификации Украины западным обществом как отдельной страны, а не части России, и продвижения «украинского брэнда».
В этом году «Новый Канал» начал работу над еще одним проектом, который по силе эмоционального воздействия, необходимости нашему обществу способен заставить нас взглянуть на себя абсолютно другими глазами, вызывая уважение к самим себе, к согражданам и своей Стране. Речь идет о премии «Гордость страны», которая будет присуждаться обычным людям, совершившим в своей жизни неординарные поступки, на которые вряд ли способны большинство людей.
Яркие телепродукты, произведенные украинскими каналами, всегда несут в себе рекламу своей страны. К примеру, идея семейного шоу «Один за всех» принадлежит японцам. Но с украинским ведущим Юрой Горбуновым, с украинскими семьями-участниками проект приобрел национальный колорит, направленный на популяризацию семейных ценностей. Или, к примеру, сериал «Завтра будет завтра», снятый украинской киногруппой, по сценарию украинского автора, съемки которого проходили в Украине, будет транслироваться на одном из лучших телеканалов России.
А вообще, если говорить о «раскрутке» национального бренда, то любой талантливый украинский телевизионный продукт — реклама украинского брэнда, Украины.
Игорь ПЕЛИХ, ведущий программы «Галопом по европам» (ICTV):
— Мне кажется, что какого-то категорического и оптимального определения, что такое украинский брэнд, сейчас пока не существует. Существуют различные попытки его создать, которые в успешные результаты пока что не трансформировались. Хоть украинская сущность на телевидении — явление не такое уж и редкое. Даже если это не прямой текст, то подтекст, ассоциации — обязательно. Наш канал — не исключение, хоть в данном случае мне удобнее говорить за себя. Я часто бываю за границей — работа такая… Раньше туркам или египтянам постоянно приходилось объяснять, что Украина и Россия — это две разные страны. Теперь мы пошли дальше — учим язык… И когда они спрашивают, как нужно здороваться с россиянами или украинцами — я говорю: «Слава Украине!» Шучу, хотя не знаю, практиковали ли они такое приветствие по отношению к россиянам и какой была реакция братьев-славян… Хотя, согласитесь, и такой языковый ликбез за границей — это тоже небольшой вклад в понятие «украинский брэнд», которое вызревает в обществе.
Продолжение в следующем пятничном номере