Советские кампании по облагораживанию окружающей среды бесповоротно прошли. По-видимому, больше всего от них пострадали такие экосистемы, как... болота. Мелиорированные территории внесли свой негативный вклад в современные климатические перепады. А в засуху обезвоженные торфяники легко вспыхивают, уничтожают и душат дымом все живое на огромных территориях.
После бездумной мелиорации на Украине восстановленными являются Дийдовские болота — Став, Дийдовский Мыц и Товар в окрестностях села Дийда Береговского района Закарпатья. Они граничат друг с другом, а их общая площадь составляет около 89 гектаров.
«Реанимация» удалась, хотя среднедунайские равнины являются ныне едва ли не самыми освоенными и трансформированными человеком европейскими территориями, где только кое-где небольшими оазисами остались нетронутые уголки. Среди них менее всего представленными и в то же время наиболее уязвимыми являются водно-болотные экосистемы.
— Площадь болот в Закарпатье незначительная, — говорит руководитель неправительственной общественной организации — Карпатского экологического клуба «Рутения» Василий Сабодош. — Самые большие водно-болотные угодья региона — Черный Мочар, что в междуречье Тисы и Латорицы, мелиорированы. Это существенно изменило биоразнообразие и повысило опасность возникновения катастрофических паводков. Разрушительное влияние оказала мелиорация не только на низовые болота, но и на горные, хотя площади и возможности использования их в сельском хозяйстве — мизерны по сравнению с их значением в роли регуляторов водного баланса. Ведь болота удерживают воду во время ливней, предотвращая формирование разрушительных паводков, а потом, во время засухи, постепенно отдают ее.
Закарпатская низменность была всегда краем болот, которые здесь называют «мочарами». Транскарпатские тракты омывали эту малопроходимую землю, люди селились на холмиках. Но за сравнительно небольшой исторический период упомянутая местность превратилась в тотальный агроландшафт, который летом напоминает выгоревшую степь. В 1980-х в области не осталось ни одного низового болота. Европа уже ощущает последствия многовековой денатурализации окружающей среды. Теперь огромные средства выделяются на восстановление разрушенных ранее экосистем. Прежде всего — водно-болотных. Украина пошла навстречу этой тенденции упомянутыми выше восстановлениями Дийдовских болот.
— Сохранение этих болот важно еще и потому, — отмечает начальник отдела Главного государственного специализированного лесохозяйственного предприятия «Агролис» Эдуард Турис, — что они являются продолжением большой заповедной болотной системы области Саболч — Сатмар — Берег Венгерской Республики. Речь идет, следовательно, о глобальной охране, а не в пределах одного отдельного региона. Особенно большое значение это имеет для перелетных птиц и вообще орнитофауны. Кулики, утки, гуси, цапли и тому подобное — неотъемлемая черта водно-болотных угодий. Подавляющее большинство этих птиц мигрирует на тысячи километров, пересекая границы многих государств. Даже гнездясь, птицы в поисках корма ежедневно пролетают десятки километров. Если популяцию птиц охраняют в одном регионе, а через каких-то 25 километров никаких мер не принимают, такая охрана не дает позитива. Именно поэтому в 1996 году Украина присоединилась к Ромсарской конвенции об охране водно-болотных угодий, а в 1999-м — к Международному соглашению об охране афро-евразийских перелетных птиц.
Новообразованные заповедники — Став, Дийдовский Мыц и Товар — характеризуются уникальной фауной и флорой. Рядом с привычными рогозой, камышом, лепешняком, частухой, нитчаткой, водяным резаком случаются редкие — резуха малая, краснокнижный папоротник — сальвия плавающая и недавно обнаруженный на Закарпатье пузырник южный. Настоящей сенсацией стала найденная на Товаре осока богемская, которая в Украине считалась исчезнувшей. Уже только наличие этого вида дает основания охранять территорию. Среди интересных и редких птиц — большая белая, малая и рыжая цапли, лебедь-шипун, краснокнижный аист черный, скопа, белоглазая чернь. Гнездятся и редкие в крае — выпь, бекас, широконоска, травник. Выпь, кстати, находится под особой охраной в странах Западной Европы. На Товаре — три гнездовые пары этой птицы, как во всей Великобритании. Там, правда, территория, где она находится, огорожена сеткой и финансируется специальная служба охраны, чтобы, не дай, Бог, не побеспокоить птиц. А у нас на болоте — разнузданная армия охотников, чьей жертвой уже становились редкие пернатые. Весной на Товаре зафиксировали новый для Украины и СНГ вид — огара сероголового — южноафриканской птицы. Однако...
— Уже сегодня край оставляют отдельные виды редких птиц, которые обычно здесь гнездились, — говорит доцент кафедры зоологии биофака Ужгородского национального университета Людвиг Потиш. — Область лежит на пути интенсивной миграции птиц, поэтому у нас гнездятся три четверти пернатых, занесенных в Красную книгу. Но сохранить их в Закарпатье очень сложно. Для этого нужно создать трансграничные природоохранные объекты. За последние годы в области перестали «селиться» около шестидесяти видов пернатых.
Экологи мечтают о перспективе — объявление троицы Дийдовских болот водно-болотными угодьями общегосударственного значения.
— Однако на этом пути есть ряд проблем, — считает младший научный сотрудник Межведомственной научно-исследовательской лаборатории исследований и охраны естественных экосистем при биофаке УжНУ Роман Киш. — Основная — социальная. Речь идет о возможности местного населения выжить в сложное время за счет распаеванной земли — пахотных наделов и пастбищ. Поэтому любое ограничение по ведению хозяйства или изъятие земель пугает сельские общины. Ведение хозяйства, к сожалению, в нынешнее трудное время является экстенсивным. Каждый хозяин так и рвется опять ...осушать восстановленные болота... Другим фактором является неосведомленность населения о том, чем является заповедник. Большинство думает, что здесь полностью запрещена хозяйственная деятельность. Это вызывает противодействие местных общин и их руководителей. Но здесь, с определенными ограничениями, возможны спортивное рыболовство и охота. Без промышленных вылова и отстрела...
В цивилизованном мире такие объекты являются самодостаточными. Более того — прибыльными. Необходимо только несколько отступить от традиций и догм, пробовать найти новые пути взаимодействия между человеком и окружающей средой.