— Новый законопроект по политической реформе, о котором стало известно в конце летних парламентских каникул, был представлен в СМИ как совместная разработка президентской Администрации и левых сил — коммунистов и социалистов. Вскоре депутаты с СПУ отмежевались от этого документа, отказавшись ставить свои подписи в его поддержку. В чем причины изменения позиции вашей партии?
— Дело в том, что в комментариях с самого начала была допущена неточность. Ни единого слова со стороны руководства Соцпартии о том, что мы принимаем участие в разработке этого законопроекта, не было. Были консультации на уровне Мороз — Медведчук — Симоненко. В ходе консультаций обсуждался вариант изменений в Конституции, который был бы приемлем для СПУ. С нашей стороны четко выражалась позиция — мы готовы поддержать ряд положений, с учетом наших требований. В частности — о проведении реформы местного самоуправления, о необходимости избирать президента всенародно, а не в парламенте. Эти вещи как наша позиция не были учтены в итоговом документе. А поскольку они имеют для нас принципиальное значение, мы считаем, что консультации не завершились результатом, который приемлем для нашей партии. Условием поддержки с нашей стороны этого законопроекта является включение туда этих статей.
— То есть остальные тезисы этого документа вас устраивают?
— Те его положения, которые совпадают с нашими программными положениями, — например, относительно назначения правительства, Генпрокурора, избрания судей на 10 лет — нас вполне устраивают.
— На прошлой сессии СПУ лоббировала так называемый парламентский законопроект, решительно критикуя президентский. Однако уже летом вы пошли на консультации с президентской Администрацией. Как для силы, исповедующей имидж радикальной оппозиции, шаг довольно неожиданный. Что вас на это толкнуло?
— Желание провести конституционную реформу. Мы никогда не отказывались от дискуссий, консультаций, переговоров, различных форм обсуждения этой проблемы. Для нас является принципиальным добиться создания политической системы, которая бы сделала институты власти подконтрольными народу. В этих рамках мы готовы вести любые разговоры. Более того — сегодня мы приветствуем направление нового законопроекта в Конституционный суд. Как известно, у нас уже есть один законопроект, который прошел экспертизу Конституционного суда — законопроект Мороза— Симоненко, еще один — комиссии Верховной Рады — теперь находится там на экспертизе. Когда поступят заключения на все эти три документа, из них можно будет выходить на какое-то одно решение, относительно которого определяться — голосовать или не голосовать. Т.е. мы, социалисты, в отличие от наших предыдущих позиций, когда обсуждался абсолютно неприемлемый для нас вариант с двухпалатным парламентом, который мы решительно осуждали, сегодня говорим — да, этот документ является таким, по которому можно работать и по которому можно искать согласие и приемлемое решение.
— Таким образом, социалисты совсем не против компромисса с властью?..
— Дело в позиции власти. Если власть изменила свою позицию и разделила наши предложения, а это сейчас именно так выглядит, то мы считаем, что это является нашей победой. Очевидно, представители власти хорошо представляют, какими будут для них последствия избрания президентом — с сегодняшними полномочиями — Александра Мороза. Мы вышли из разных точек понимания, но пришли к одной: власть не должна узурпироваться одним человеком, она должна быть демократической, тогда будет существовать возможность защищать интересы всех — и народа, и олигархов. Парламентско-президентская республика дает такую возможность.
— На прошлой неделе лидер БЮТ Юлия Тимошенко заявила, что оппозиционные фракции подпишут еще один меморандум об общих действиях по политической реформе, согласовав свои позиции относительно последнего законопроекта. В каком формате и когда это может состояться?
— Я сторонник того, чтобы это состоялось в формате «четверки», как это было с первым меморандумом. На сегодняшний день позиции НУ, БЮТ и СПУ совпадают, с коммунистами идут консультации. Если эти консультации завершатся успехом, будет меморандум № 2 «четырех».
— Разве у вас нет разногласий относительно политической реформы с «Нашей Украиной»?
— «Наша Украина» внесла коррективы в свои позиции и приняла проект постановления политсовета Соцпартии. То есть они считают, что наш вариант может быть вариантом для компромисса.
— В чем заключаются разногласия между вами и коммунистами?
— Это срок введения в действие Конституции и способ избрания президента Украины.
— Недавно из уст одного из главных представителей блока Виктора Ющенко «Наша Украина» Юрия Костенко прозвучало заявление о том, что принципиальная договоренность между «Нашей Украиной», БЮТ и СПУ относительно выдвижения единого кандидата на президентские выборы есть, и осталось только провести переговоры, чтобы ее конкретизировать. Насколько это соответствует действительности?
— Никоим образом не соответствует. Никаких договоренностей относительно единой кандидатуры нет. И этот еще спорный вопрос, нужно ли выдвигать единую кандидатуру. Нам нужно действовать так, чтобы победить на этих выборах. А вариант победы может быть разный. В том числе — когда каждый идет отдельно, а в результате все за одного.
— Шансы нового законопроекта по политической реформе на внедрение эксперты оценивают довольно высоко, намного выше, чем любого из предыдущих. Если он будет реализован в нынешней редакции — как будет действовать ваша фракция?
— Действия будут адекватными. Но если сейчас соберут даже 300 подписей, это еще совсем не значит, что все эти депутаты проголосуют, когда будет приниматься это решение. Если же 300 голосов найдется — что ж, это серьезно, что здесь противопоставишь? Мы можем прибегать к уличным акциям, другим формам политической борьбы, но 300 голосов есть 300 голосов. Т.е. если изменения в Конституцию будут одобрены конституционным способом, мы примем это должным образом.