Несмотря на то, что Украина и Франция находятся в разных концах европейского континента, история этих стран тесно переплетена. Нельзя сказать, что существуют лишь отдельные и незначительные эпизоды. Буквально в каждом веке II тысячелетия находим интереснейшие подтверждения широких франко-украинских связей. Так, вспомним «неравный брак» Анны Ярославны с французским (скорее — парижским) королем Генрихом I в 1049 году; в результате будущие французские короли в течение многих веков давали в Реймсе клятву на евангелистерии — древнеславянском Евангелии. В XVII веке одним из наиболее полных источников по истории Украины была скрупулезная работа французского инженера и картографа Гийома Лавассера де Боплана «Описание Украины»; отметим исследования Пьера Шевалье, в первую очередь — его «Историю войны казаков против Польши» и «О землях, обычаях, способах правления, происхождении и религии казаков» (1663 г.). В свою очередь запорожские казаки стали участниками Тридцатилетней войны (1618 — 1648), в ходе которой они — союзники короля Франции — взяли неприступную крепость Дюнкерк, находившуюся в руках испанцев (октябрь 1646 г.). Уже в XVIII веке всей Европе было известно имя украинского политического деятеля Григора Орлика (сына гетмана Пилипа Орлика), одновременно и выдающегося дипломата, полководца, графа и маршала Франции.
В истории Российской империи конца XVIII — начала XIX века (и, конечно же, Украины, с которой связана многими нитями жизнь этих талантливых личностей) три выходца из Франции занимают почетное место. Два из них более известны. Арман-Эмманюэль Ришелье дю Плесси — градоначальник Одессы в 1803 — 1805 гг., генерал-губернатор Новороссийского края (1805 — 1814); Луи Александр Андре Ланжерон, также одесский градоначальник и с 1815 г. — херсонский военный губернатор. А вот о маркизе Жане Батисте де Траверсе (1754 — 1831), уроженце антильской Мартиники, прошедшем путь от гардемарина королевского флота до министра Военно-морских сил России (почти 19 лет Иван Иванович де Траверсе занимал этот важнейший государственный пост) нашим современникам почти ничего не известно. Восполнить этот пробел, вызванный как объективными, так и субъективными факторами, просто блестяще удалось его прапраправнучатой племяннице Мадлен дю Шатне. Вышедшая в издательстве «Наука» (Москва) в мае этого года ее книга «Жан Батист де Траверсе. Министр флота российского» является ценным источником сведений по мировой истории, в первую очередь — истории России, Франции, США и Украины... Маркиз был «главным командиром Черноморского флота и портов», николаевским и севастопольским военным губернатором, фактически он стал пионером кораблестроения в Украине и деятельным организатором укрепления базы флота в Севастополе; сам Наполеон как раз в эти годы ревниво следил за успехами маркиза и предлагал ему пост морского министра.
Участник и герой войны американских колоний за независимость, кавалер креста Святого Людовика (Франция) и ордена Цинциннати (США) волею судьбы оказался в эмиграции после начала революционного террора во Франции. Второй родиной маркиза стала Российская империя. Он верой и правдой служил последовательно двум французским королям Людовику XV и Людовику XVI, а позже Екатерине II, Павлу I, Александру I и Николаю I. Имя маркиза де Траверсе (в силу личных качеств) при этом почти всегда оставалось в тени, несмотря на то, что без его руководства невозможен был бы «золотой век» флота империи первой трети XIX века: первая кругосветная экспедиция под командованием Ивана Крузенштерна и уроженца Нежина Юрия Лисянского; экспедиции Фаддея Беллинсгаузена в Антарктиду (архипелаг на открытом материке назван именем де Траверсе) и на Тихий океан; экспедиции Фердинанда Врангеля для исследования северных берегов Сибири и к Северной Америке; экспедиция Отто Коцебу в поисках северного пути из Тихого в Атлантический океаны, в ходе которой архипелаг из 32 атоллов также был назван в честь маркиза де Траверсе...
Интересно, что И.И. де Траверсе первым ввел в практику публикацию отчетов экспедиций (13 из 20 в XIX веке проводились под его руководством!) в гражданских и военных журналах. Возвращение фактически из небытия имени адмирала необходимо: история конца XVIII — начала XIX века без имени неутомимого флотоводца, не побоюсь сказать, в мировом контексте, как минимум, не полна.