Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Харьковская «Быковня»

2 сентября, 2003 - 00:00

Несколько десятилетий о бывшем Еврейском кладбище, расположенном в Комсомольском парке по улице Академика Павлова в Харькове, местные жители говорили только шепотом. Старожилы этой местности поговаривали, что рядом с их домами находится большая могила, которая в 30-е годы стала последним пристанищем для нескольких тысяч харьковчан, расстрелянных во внутренней тюрьме управления НКВД по Харьковской области и похороненных на этом месте в период с августа 1937 до марту 1938 года. Только сейчас украинские исследователи наконец провели полевые поисковые исследования, пытаясь окончательно подтвердить или опровергнуть преступные расстрелы.

Проводило исследование киевское специализированное государственное предприятие «Мемориалы Украины», которое является главным исполнителем работ по реализации мер Комплексной программы поиска и упорядочения захоронений жертв войны и политических репрессий. Разрешение на проведение этих работ было предоставлено Харьковским горисполкомом по согласованию с областной государственной администрацией. Работы проводились под контролем областной комиссии по увековечению памяти жертв войны и политических репрессий.

Объектом исследований стала территория общей площадью около пяти гектаров. Именно такую плоскость очертили столичные исследователи, предварительно ознакомившись с архивными документами. Исследуемая местность оказалась пустырем, кое-где заросшим молодыми деревьями. Регулярные ряды деревьев расположились здесь только на территории более двухсот метров вдоль улицы Академика Павлова. Первые раскопы (шурфы) исследователи сделали 11 августа нынешнего года. Шурфование почти сразу выявило наличие насыпанного в последующие после проведения захоронений жертв политических репрессий годы дополнительного 2,5 метрового слоя земляной смеси со строительными материалами и металлоломом. Верхний слой останков в массовых захоронениях исследователи обнаружили на глубине от 4 до 5 метров. В целом же глубина погребальных ям вместе с наносным слоем достигла семи метров.

Всего в процессе полевых поисковых работ специалисты прошли более 75 шурфов. В итоге обнаружили шесть массовых захоронений, каждое из которых в виде рвов шириной в два метра и длиной от пяти до десяти метров. Предположительное количество останков в них составило около четырех тысяч (от 500 до 1000 соответственно. — Прим. авт. ). В то же время киевляне нашли отдельные погребальные ямы размером два на три метра. Более детальное исследование подтвердило печальную информацию о массовых расстрелах. Расположение останков как во рвах, так и в ямах, было беспорядочным. По свидетельствам исследователей, им не удалось найти ни одного анатомически целого скелета, как это бывает в отдельной могиле. На месте расстрела также были найдены стреляные гильзы от патронов калибра 7,62 мм.

В конце августа сказали свое слово и в Харьковском областном бюро судебно-медицинской экспертизы, где по представлению прокуратуры были проведены судебно-медицинские и медико- криминалистические исследования двух черепов неизвестных людей, найденных на месте поиска. Опираясь на некоторые факты, среди которых, в частности, наличие повреждений, сделанных огнестрельным оружием калибра 7,62 мм, специалисты установили приблизительную давность захоронения останков, которая составила не меньше 50 лет. Поэтому окончательные выводы дали основания отнести указанное массовое захоронение именно к периоду 1937—1938 годов, что было также зафиксировано документами карательных органов.

Но самое страшное, что поразило не только исследователей, но и многочисленных свидетелей, это открытая погребальная яма размером 3х2,5 м с человеческими останками, в основном детскими, без пулевых повреждений в черепах. Это место удалось найти только по свидетельству одного из харьковчан, который еще в конце 80-х годов рассказал, что был свидетелем захоронения трупов детей, умерших во время голодомора 1932—1933 годов. Сегодня фрагменты останков детей направлены прокуратурой Московского района Харькова на судебно-медицинскую экспертизу.

Полевые поисковые работы являются завершающим этапом в цепи поисковых исследований. По словам отечественных специалистов, ими полностью подтверждены заключения археографического поиска, проведенного в прошлом году редакционно-издательской группой Харьковского тома серии «Реабилитированные историей». Проведенные в Харькове в Комсомольском парке раскопки окончательно доказали наличие массового захоронения жертв политических репрессий 1937—1938 годов и голодомора 1932—1933 годов. Итоговый подсчет количества захороненных человеческих останков возможен только при условии полной эксгумации. Однако этот процесс требует значительно больше времени (1—2 полных полевых сезонов) и значительных объемов финансирования. Документальные материалы, собранные редакционно-издательской группой Харьковского тома серии «Реабилитированные историей», и результаты нынешних полевых исследований СГП «Мемориалы Украины» в ближайшее время будут использованы в качестве реального обоснования для сооружения в указанном месте Мемориала памяти жертв политических репрессий 30-х годов и голодомора 1932—1933 гг. Но когда именно харьковчане и гости города смогут побывать и отдать дань памяти невинных жертв советской системы, будет известно позже. А пока что «черная местность» будет напоминать жителям о страшных тридцатых годах.

Николай СУХОМЛИН, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ