Когда плоды политической реформы еще не созрели и нет ее целостной картины, в глаза бросаются отдельные детали и возникают некоторые вопросы. Большинство из них касаются возможного изменения формы выборов президента.
Так уж получается, что, сравнивая довольно часто нашу страну с Францией, политики разочаровались в прямых выборах президента, к которым перешла Франция в относительно недалеком прошлом. Прямые выборы руководителя государства считаются более демократической формой, чем непрямые. Однако всегда можно найти другой эталон для сравнений.
Кто будет выбирать президента Украины под сводом Верховной Рады? «Палата кумовьев и сватов», сформированная из депутатов, объединенных семейными связями с первыми номерами предвыборных списков партий? А разве в тех списках уже не будет бизнесменов-политиков от промышленно-финансовых групп и кланов? Наивно полагать, что первые же парламентские выборы на пропорциональной основе приведут к отделению бизнеса от власти. Они у нас похожи на сиамских близнецов. Если во время борьбы за комитеты в Верховной Раде не стихали разговоры о торгах, можно представить, какие прагматические страсти будут кипеть вокруг избрания президента. Образно говоря, спикер будет стучать по столу, объявляя: «Президент страны — раз...» (Цены не смешные). «Президент страны — два...» (Кто больше?) «Президент страны — три. Продано!» А если «аукцион» возглавит коммунист, он будет стучать по трибуне позаимствованной у статуи рабочего (скульптор — Мухина) кувалдой, и тогда в парламенте произойдет обвал цен на Главу государства. Хотя обычно «болельщики» расходуют намного больше энергии во время президентской гонки, поэтому на парламентской процедуре выборов они значительно сэкономят. Премьер-министр В. Янукович во время пребывания в Харькове усомнился в целесообразности расходов больших государственных средств на всенародные выборы президента. Припоминается, что когда- то Л.И. Брежнев выдвинул лозунг: «Экономика должна быть экономной». Может быть, его отзвук возвращается к нам в виде сэкономленного такой экономикой президента страны. Вопрос только в том, насколько экономной должна быть демократия, чтобы не стать жертвой ситуации, когда скупой платит дважды, и насколько качественным продуктом математических расчетов в Верховной Раде может стать сэкономленный ею Президент.
Вряд ли идея непрямых выборов главы государства Верховной Радой овладела массами. Во время обсуждения проекта политреформы такое предложение не занимало высших ступенек всенародного рейтинга. Зато она захватила выразителей интересов народных масс, но при этом далеко не всех. Не тех, кто решает вопрос персонификации страны в отдельно взятом образе политического деятеля. Название Всеукраинского объединения «За Украину! За Ющенко!» напоминает: «За Родину! За Сталина!» Между тем и всенародное избрание руководителя государства еще не дает избирателям страховой полис от прихода к власти диктатора или авторитарного правителя. Очень тонкая субстанция — демократия функционирует только в комплексе всех ее составляющих.
Вызревание нашей политической реформы напоминает процесс создания кокона из неоднородных материалов, и трудно предвидеть, что в конце концов из него выйдет, выползет или вылетит.