Отставка президента Либерии Чарльза Тейлора и его изгнание в Нигерию означают не только долгожданное облегчение для раздираемой войной страны, которой он столь плохо управлял, но, возможно, также и первый звонок для других дискредитировавших себя диктаторов. В самом деле, престарелый президент Зимбабве Роберт Мугабе, которому 79 лет, должен сейчас считаться с неизбежностью заката своей политической карьеры.
Да, Хараре пока еще не осаждают войска восставших, на горизонте пока еще не маячит американский военный корабль с двумя тысячью морскими пехотинцами на борту, и президент Джордж Буш пока еще не потребовал, чтобы президент Роберт Мугабе сложил свои полномочия после 23 лет пребывания у власти. Но тем не менее кризисы, терзающие эти две африканские страны, поразительно сходны друг с другом. Это сходство вселяет гражданам Зимбабве надежду, что скоро они избавятся от Мугабе.
Перед тем как уйти в изгнание, Тейлор передал президентскую власть своему давнему союзнику, вице-президенту Мозесу З. Бла, который должен править до тех пор, пока не придет к власти новое переходное правительство. Известно, что и Мугабе склоняется к тому, чтобы передать власть временному правительству во главе со своим давним союзником Эммерсоном Мнангагвой, если сочтет, что пришло время уйти с поста. Как и Бла, Мнангагва крайне непопулярен, и на всеобщих выборах 2001 года он потерял свое место в парламенте. Однако Мугабе немедленно назначил Мнангагву, которого изрядно боятся и часто обвиняют в коррупции, спикером парламента.
Более того, как и его западноафриканский двойник, Мугабе правит распадающейся экономикой и неспокойным населением. Его режим продолжает существовать только благодаря безжалостной кампании террора, проводимой армией (главнокомандующим которой является Мугабе), полицией (руководитель которой публично заявляет о политической преданности Мугабе), внушающей ужас Центральной разведывательной организацией (которую много лет возглавлял Мнангагва) и, с недавнего времени, плохо обученными и жестокими молодежными дружинами, непоколебимо преданными правящей партии.
В случае с Либерией Буш потребовал отставки Тейлора как предварительного условия конструктивного диалога и более активного участия США в поиске мирного способа прекращения 15-летней междоусобной войны, разрушившей экономику и инфраструктуру страны и в то же время ведущей к разжиганию войн в большинстве соседних стран. В отношении Зимбабве Буш не сказал и не сделал ничего столь решительного. Но госсекретарь США Колин Пауэлл обвинил Мугабе в «неумелом правлении при помощи насилия» и назвал его правительство «жестоким режимом». По словам Пауэлла: «Если лидеры континента не приложат дополнительных усилий к тому, чтобы убедить президента Роберта Мугабе признать верховенство закона и вступить в диалог с политической оппозицией, то он и его приспешники доведут Зимбабве до такой степени падения, что разрушать станет уже нечего».
Поэтому зимбабвийцы были удивлены, когда Буш во время своей недавней поездки по Африке выразил удовлетворение переговорами, ведущимися, как говорят, между партией Мугабе, Zanu PF, и ее главным противником — Движением за демократические перемены (MDC), возглавляемым лидером оппозиции Морганом Тсвангираи. Буш выразил удовлетворение той посреднической ролью, которую сыграл президент Южноафриканской Республики Табо Мбеки, чья безрезультатная «тихая дипломатия» утомила зимбабвийцев и одновременно посеяла в них подозрения.
В эмоциональной речи во время церемонии памяти героев войны за освобождение Зимбабве от власти белого меньшинства, прошедшей ранее в этом месяце, Мугабе предостерег оппозицию: «Те, кто водит компанию с нашими врагами за рубежом, не могут одновременно быть нашими партнерами в деле построения нации». Как Тейлор, так и Мугабе обвиняют в бедах своих стран Запад. Мугабе постоянно осуждает MDC как «врага», утверждая, что эта партия контролируется правительствами Великобритании и США, которые якобы только и мечтают о том, как вновь превратить Зимбабве в колонию.
Родной брат президента ЮАР Табо Мбеки Моелетси Мбеки, возглавляющий Южноафриканский институт международных отношений, более радикально смотрит на бесконтрольное политическое насилие в Зимбабве и на нерешительность усилий по пресечению ситуации: «Перед нами человек, нарушающий все правила демократии, — говорит он, имея в виду Мугабе, — и ни одно африканское правительство не говорит: «Тебе пора уйти».
Следует надеяться, что уход Тейлора возвещает для Африки начало новой эры, когда африканские правители не станут больше защищать диктаторов континента, предпочитая скорее навлечь на себя гнев безликой общественности, чем изгнать диктатора из своих рядов. Если так, то лидеры, подобные Мбеки, станут героями новой Африки, в которой вмешательство соседних государств защитит миллионы жителей континента, остающихся под властью престарелых диктаторов наподобие Мугабе, злоупотреблявших своим статусом руководителей антиколониального освободительного движения, и более молодых флибустьерствующих авантюристов типа Тейлора. Только тогда терпимому отношению Африки к тиранам наступит конец.
Джефф НЬЯРОТА, основатель и главный редактор The Daily News, самой большой и единственной частной ежедневной газеты в Зимбабве, в настоящее время стипендиат Nieman и научный сотрудник в Гарвардском университете.