Сегодня (так, во всяком случае, сообщили информационные агентства) вице-премьер Дмитрий Табачник и глава правления Пенсионного фонда Борис Зайчук посвятят проведению пенсионной реформы в нашей стране пресс-конференцию. Почти наверняка — речь на этом мероприятии пойдет о вступающих в действие с 1 января Законах «Об обязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении». Скорее всего, говорить о них высокопоставленные чиновники будут с оптимизмом. Не исключено, что три уровня обеспечения старости (напомним — солидарный, государственный и негосударственный накопительные) в очередной раз будут преподнесены общественности как, своего рода, «локомотив рыночных преобразований». Способный не только обеспечить работающим достойную старость, но и «поднять» фондовый рынок, увеличить инвестиционные потенции Украины за счет денег «на старость».
Своим мнением насчет того, что дает пенсионная реформа рядовым украинским гражданам, делятся эксперты.
Элла ЛИБАНОВА, заместитель директора Института демографии и социальных исследований НАН Украины:
— Тем, кто уже достиг пенсионного возраста, пенсионная реформа дает возможность получать более высокую пенсию за счет более справедливого учета заработка, который конкретный человек получал ранее. Самые старшие пенсионеры от этого серьезно выиграют. Людям среднего возраста пенсионная реформа дает возможность рассчитывать на то, что его заработок будет адекватно учитываться при назначении пенсии. Ну а молодежь может надеяться на нормальную пенсию в старости и на то, что ее не будут обманывать — брать большие пенсионные отчисления и потом назначать маленькую пенсию. Самое главное, что новый закон автоматически снимает ограничение максимального уровня пенсии. Другими словами — мы уходим от «уравниловки», и те, кто работал и платил пенсионный сбор, смогут наконец-то рассчитывать на соответствующую пенсию. Вряд ли она будет большая, но то, что она будет приличнее — это точно.
Впрочем, тут стоит сразу оговориться: если государство не проведет необходимые изменения в сопряженных законах (особенно, что касается налогообложения), то об эффективности пенсионной реформы можно забыть в принципе. Точнее, с нового года пенсии повысят при любом раскладе, а вот инвестиционный и другие потенциалы, которые открывают накопительные схемы, просто останутся неиспользованными. Резюмируя, новые законы о пенсионном страховании — весьма и весьма прогрессивные.
Ксения ЛЯПИНА, эксперт Института конкурентного общества:
— Во-первых, пенсионная реформа фактически ничего не дает подавляющему большинству теперешних пенсионеров. Впрочем, нельзя отрицать и то, что она рассчитана в основном на перспективу и на молодежь, которая, быть может, успешно воспользуется добровольной накопительной системой. Однако и тут сразу возникает вопрос: можно ли успешно воспользоваться накопительной системой? Он на сегодняшний день остается без ответа. Ведь накопительные уровни способны эффективно работать только в сильной экономике. Иными словами, получается, что достаточно прогрессивная пенсионная система внедряется в экономике, которая вряд ли сможет ее «переварить». В Украине механизм накопления, в лучшем случае, просто не будет работать. В худшем — породит шквал финансовых скандалов и подорвет пенсионную реформу как таковую. От рисков такого рода отмахиваться никак нельзя, и они, нужно отдать должное разработчикам законов, лежат вне сферы нормативного регулирования пенсионной системы. Одно дело говорить о перспективах развития фондового рынка. И совсем другое — в условиях отсутствия нормальных правил игры в акционерных обществах тщетно его создавать на базе пенсионных преобразований. Безусловно, накопительная система вступит в действие не сразу (тем более далеко не сразу она принесет определенные результаты). Но времени на организационное оформление фондового рынка в действительности не так много.
Что же касается солидарной системы, то она строится на тех же принципах, что и раньше. Обобщая можно сказать, что конкретно к проблеме рыночного реформирования в Украине подошли с конца. А на деле — без налогового реформирования и улучшения инвестиционного климата эта система обречена на провал.