Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рынок крови

Сейчас каждый, кто сдал кровь, получает 10 гривен
29 июля, 2003 - 00:00

Недавно в одной из центральных медицинских газет была напечатана информация о том, что в Сумах впервые в Украине лица, имеющие звание почетных доноров, получили право на бесплатный проезд, льготы по оплате коммунальных услуг. Не спорю о приоритетах, отметим — в Ровно что- то подобное уже было. Решением городского совета почетные доноры имели право на бесплатный проезд в общественном транспорте, активные доноры плазмы дополнительно обеспечивались продуктами питания за счет государства, в период общего дефицита на бытовые товары и обувь получали талоны на их внеочередное приобретение. Не было проблем и с денежной компенсацией — донорам плазмы за каждую кровесдачу платили в среднем 25 рублей, а поскольку кровь на плазму они сдавали еженедельно, согласитесь, что сумма в 100 рублей в те доперестроечные времена была существенным дополнением к семейному бюджету. Более того, компенсацию за сданную кровь в размере 16 рублей получали даже так называемые доноры резерва — те, кто одноразово сдавал кровь для потребностей больных родственников, друзей, знакомых…

С началом так называемой перестройки оказалось, что создаваемая годами система на деле не крепче карточного домика. Достаточно было маленького толчка, экономика государства развалилась, а вместе с ней отошли в прошлое донорские льготы. Доноры плазмы, например, стали самыми первыми кандидатами на сокращение. Администрации предприятий и организаций, на которых они работали, руководствовались «элементарной логикой»: зачем держать работника, отсутствующего еженедельно один день на рабочем месте из- за сдачи крови на плазму, и которому, к тому же, согласно действующего законодательства положено давать дополнительный отпуск? Здесь и выяснилось, что люди, своей кровью спасавшие жизнь другим, оказались социально незащищенными, а их донорство после их же увольнения с работы стало едва ли не единственным, хотя и мизерным, источником их существования.

Но и оно из-за тотального недостатка средств на Ровенщине оказалось под угрозой — компенсацию за сданную кровь стали платить нерегулярно, с большими временными задержками. Понятно, что исчезли и дополнительные продукты, выделявшиеся донорам, был отменен бесплатный проезд почетных доноров в городском транспорте и тому подобное. Стало понятным, что доноры каким-то образом вынуждены привлечь к себе внимание озабоченного переделом кормушек областного и городского руководства. Поэтому доноры, чтобы отвоевывать свои законные права, вынуждены были прибегнуть к радикальным шагам: пикетированию помещений городского и областного советов, забастовкам доноров плазмофереза и тому подобное. Такие силовые методы на незначительное время действовали — власть находила некоторые средства на погашение задолженности по компенсационным выплатам… И все повторялось снова.

Сейчас ситуация якобы улучшилась, и проблем с деньгами для выплат донорам плазмофереза пока что нет. Более того, отказ от выдачи талонов на питание и замена их наличностью — каждый, кто сдал кровь, получает на руки 10 гривень — на 25 — 30 процентов увеличилось количество желающих сдать кровь. Не от хорошей жизни, как вы понимаете, если донорами становятся даже за такую сумму.

Недавно Ровенским областным советом была принята программа развития донорства. И поскольку она рассчитана на период до 2007 года, это внушает главному врачу Ровенской областной станции переливания крови Лине Михальчук определенный оптимизм:

— Программой предусмотрена, в частности, закупка за государственные средства необходимого оборудования. Ведь дальше так продолжаться не может — на станции есть оборудование, работающее по 20 лет, и сейчас является устаревшим, как физически, так и морально. И без доброй воли власти мы ничего не сможем сделать. Например, стоимость одного аппарата для изготовления альбумина составляет 100 000 гривень, таких денег у станции нет. Хотя соответствующие средства в областном бюджете заложены. Но, например, в 2002 году на эти потребности не было израсходовано ни одной копейки. Собственно, в этом году мы также реально этих средств не видели, однако есть информация, что вскоре какую-то малость в рамках программы получим.

Проблема состоит еще и в том, что во всем мире развитие медицины на месте не стоит. В свое время не обделил вниманием прогресс и Ровенскую станцию переливания крови — за границей были закуплены автоматы плазмофереза, что сразу улучшило процесс заготовки плазмы. Однако финансовый кризис дошел и сюда — сейчас автоматы простаивают без всякой пользы, потому что бюджетом не предусмотрены деньги для закупки комплектующих к ним. Точнее — контейнеров для упаковки произведенной плазмы. Кстати, такая тара в Украине не изготавливается. А теперь не изготавливается уже и за границей, потому что на смену этим устаревшим автоматам плазмофереза пришли машины нового поколения, в которых используется тара другой конфигурации.

Не менее наболевшей остается и проблема выплаты компенсации за сданную кровь. Как ни парадоксально это звучит, но компенсационные выплаты начисляются согласно постановления 1997 года «Об утверждении порядка оплаты донорам сдачи крови и (или) ее компонентов», предусматривающем на такие целые средства в размере 2,4 процента от необлагаемого налогом минимума. Звучит солидно, а реально это выглядит так — 4 грн. 08 коп. за 100 граммов сданной крови. Неплохо для 1997 года, но сейчас, когда цены значительно возросли, понятно, что оплату следует увеличивать. Понятно всем, но почему-то не тем, от кого это зависит.

Когда доноры обратились к городскому главе Ровно Виктору Чайке с письмом, в котором просили найти возможность финансово помочь станции переливания крови, ответ, поступивший от начальника городского управления бюджета и финансов Владимира Балицкого, свелся к уровню самой обыкновенной отговорки: учреждение финансируется из областного бюджета, поэтому все вопросы — к руководству области…

А пока властям не до решения проблем донорства, в городе возник своеобразный «рынок» крови. У этой проблемы также есть своя история — после Чернобыльской катастрофы значительная часть севера Ровенщины оказалась радиационно загрязненной, что не могло не сказаться на здоровье жителей области и возникновении у них болезней крови в частности. Так, например, в северных районах есть семьи, насчитывающие по 3 — 4 детей, и все они больны гемофилией. Потребность в крови высокая, а поскольку есть спрос, возникает и предложение. Сейчас в Ровно можно «приобрести» донора, который сдаст кровь для ваших нужд — из расчета по меньшей мере 10 гривень за 100 миллилитров крови. И сейчас это считается оптимальной ценой.

Вывод, который напрашивается с вышеизложенного, очевиден: государство слишком долго закрывало глаза на проблемы донорства и теперь оказалось в ситуации, когда эту проблему нужно решать немедленно да еще и радикальным способом. Именно на это надеются и медики, и больные, и, конечно, доноры.

Сергей СТЕПАНИШИН, Ровно
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ