Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От хорошей жизни

22 июля, 2003 - 00:00

Как представляется, выставке в Центре современного искусства дали название «Нежность» несколько опрометчиво. Не то чтобы она была такой уж суровой, жесткой. Нет, там хватало некоторых красот, иногда довольно сильных эмоций, местами наблюдалось изящество стиля. Не было только, собственно, самой нежности.

Сам проект был выстроен по признаку половой дифференциации — выставлены исключительно женщины, художницы Маргарита Зинец и Алевтина Кахидзе из Украины, Богна Бурска из Польши, Николета Маркович из Сербии.

Возможно, это излишне категорично, однако, похоже, нежность как таковая у молодых артисток (и не только у них) к числу необходимых качеств не относится.

Крайняя степень отнюдь не нежного взгляда — фотосерии Богны Бурской. Использован один и тот же материал — подробные, в цвете и крупным планом, фотоотчеты об ампутациях. При этом стадии операции, во всей своей хирургически кровавой красе, как правило, зарифмованы с разнообразными природными красотами, как-то — раскрывающийся цветок, тропические рыбки, и названы поэтично: «Жизнь прекрасна», «История одной любви», «Алгоритм», на худой конец.

Маркович для своих творений использует, скорее, прозу будней. Вывешивает две аккуратные сходящиеся гирлянды косметических салфеток с напечатанными на них собственными афоризмами, кулинарными рецептами, дневниковыми записями и прочей текстуальной мелочью повседневности. Встречаются иногда довольно занятные максимы: «с моего лица исчезло имя», «люблю искусство с юмором, но не умею его делать», «слезы бесцветны», «заканчивая художественную работу, я убираю в доме».

Алевтина Кахидзе использует в качестве объекта и материала для творчества внешность своего мужа, так прямо и заявляя: «Глаза у моего мужа, как у Жанны Самари» (название всей инсталляции). Подтверждением чему служат репродукция знаменитого портрета Жанны Самари кисти Огюста Ренуара, фото самого супруга художницы и попеременная видеопроекция двух пар глаз.

Маргарита Зинец занимается подглядыванием за молодыми соотечественницами. В «Сладкой интимности» — за теми, кто поедает разнообразные десерты и пирожные в кафе, тянет через трубочку лимонад. А в композиции без названия, как представляется, наравне с салфетками Маркович, самой удачной, — за девичьими парами, прогуливающимися в людных местах Киева. Проектор вращается в центре зала, и киевские красавицы раз за разом убегают от зрителя по круглому экрану.

Вот такие нежности.

Современные молодые художницы любят себя. И свое искусство тоже. И своих мужей, и возлюбленных. Не так уж мало для начала. Нежными они тоже, наверняка, могут быть. Просто пока жизнь вокруг них такая, не слишком к нежности склоняющая. Слишком плохая. Или слишком хорошая?

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ