— Итак, определенный этап — направление законопроектов по изменениям в Основной Закон в Конституционный Суд, пройден. Что, по вашему мнению, будет происходить осенью? — С уверенностью в 99,99 % я могу сказать, что, к превеликому сожалению, политической реформы до президентских выборов в Украине не произойдет.
— На чем основан ваш прогноз?
— Я не думаю, что без поправок какой-либо из двух законопроектов может набрать 300 голосов. А внесение хоть каких-то поправок означает, что законопроект снова придется отправлять в Конституционный Суд. Это еще некоторое время. После этого законопроект должен быть одобрен 226-ю голосами, и уже на следующей сессии — тремя сотнями голосов. То есть при самых благоприятных обстоятельствах изменения в Конституцию могут быть поставлены на окончательное голосование только на весенней сессии. А это уже начало избирательной кампании. К тому же, изменения должны еще вступить в силу. Начинать выборы президента с непонятными полномочиями нельзя, и это понимают все.
— Как в таком случае квалифицировать позицию «Нашей Украины», которая провозгласила мораторий на внесение изменений в Конституцию до президентских выборов?
— Бесспорно, с их стороны произносились не очень продуманные заявления. Однако я убежден, что это все было проявлением эмоций. Я знаю позицию многих депутатов из фракции Виктора Ющенко, в частности, тех, с кем пришлось работать в парламентской конституционной комиссии, и могу сказать, что они однозначно поддерживали идею политической реформы. И я являюсь горячим сторонником изменений. Мы должны построить власть по схеме: сильный президент, сильный парламент и сильное правительство, которое формируется парламентом. На мой взгляд, Украине следует пройти через парламентско-президентскую систему к европейской модели — парламентской республике. Но это уже следующий этап, лет где-то через 10.
— Ведет ли сейчас БЮТ переговоры с «Нашей Украиной» по поводу выдвижения общего кандидата?
— Да, ведет. К сожалению, мы не так быстро движемся, как хотелось бы, однако у нас нет иного выхода, чем договориться. Три фракции — «Наша Украина», БЮТ и СПУ — это минимальное критическое количество политических сил в перспективе президентских выборов. Только втроем мы можем победить, поодиночке — весьма сомнительно. И это касается всех лидеров, в том числе — Виктора Ющенко.
— Что же мешает договориться?
— Проблем много, но прежде всего — межличностные отношения двух лидеров. Их нужно уладить, и кроме них самих, этого никто не сделает.
— По словам спикера Владимира Литвина, парламент за время третьей сессии многого достиг, но мог бы, дескать, работать еще лучше. Согласны ли вы с такой оценкой?
— В целом, да. В стабильных, высокоразвитых государствах отсутствие изменений — это хорошая новость. Но, к сожалению, мы не можем позволить себе роскошь стоять на месте — нам следовало бы двигаться радикальнее, быстрее. Однако я не сказал бы, что на этой сессии парламент многое не успел. Судите сами — из 36 законопроектов Президента принято 33. Да мы еще никогда его так активно не поддерживали! Кроме того, принято почти 60% правительственных предложений. Не знаю даже, что мы такого важного не приняли, что нужно было принять...