В начале октября в Ялте пройдет саммит «Украина — ЕС», где в рамках продвижения Украины к ВТО предполагается, в частности, подписать протоколы о взаимном доступе на рынки товаров и услуг. Подготовка к этой ответственной встрече, которая может определить перспективы украинской экономики, уже началась. К 15 августа, согласно поручению Президента Украины Леонида Кучмы, правительство подготовит также проект плана действий Украина — Европейский Союз по созданию зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. В числе предполагаемых мер — создание плана-графика адаптации украинского законодательства к европейскому. Министерству иностранных дел поручено активизировать работу в государствах-членах ЕС, Европейском парламенте, Европейской Комиссии, Генеральном секретариате Совета ЕС для разъяснения целей и приоритетных задач европейской интеграции Украины, в частности, зоны свободной торговли и европейского соглашения, и добиться в отношении этих проектов поддержки.
Легко ли это будет? Ведь таким образом, наряду с идеей единого экономического пространства Росии, Украины, Беларуси и Казахстана планируется активизация и на европейском «фронте» интеграции. Европейцев всегда удивляла некоторая раздвоенность интеграционных устремлений Украины. Ровно тремя неделями ранее украинский премьер Виктор Янукович утверждал, что все необходимые условия сложились для создания единого экономического пространства в рамках СНГ. «Для формирования единого рынка СНГ созрела объективная экономическая необходимость», — сказал он. При этом глава украинского правительства обратил внимание на то, что для формирования единого рынка СНГ имеется «солидная нормативная база, практически максимальный формат стран-участниц и политическая воля государств». Как заявил украинский премьер, на сентябрьском саммите СНГ в Ялте можно будет подвести положительный итог 10-летнему процессу создания зоны свободной торговли. По его мнению, при этом первоочередным этапом на пути углубления сотрудничества должно стать полномасштабное формирование зоны свободной торговли. Янукович также напомнил, что на будущей неделе в Киеве должно состояться очередное заседание комиссии высшего уровня четырех стран.
И именно накануне этого события Украина в очередной раз активизировала свое продвижение на Запад — к свободной торговле с ЕС. Не исключено, что этот шаг сделан также и с тем, чтобы стимулировать три другие страны, задекларировавшие попытку выхода на единое пространство (реальной планкой в нем является все та же свободная торговля) для принятия, наконец, каких-то решений. Поэтому сегодня еще довольно трудно предсказать реакцию европейцев, которых таким образом, не спросив, могут «включить» в зону свободной торговли с Россией, Беларусью и Казахстаном.
Тем временем соглашения о свободной торговле у ЕС имеются со всеми странами, которые рассматриваются в качестве кандидатов в эту организацию. Осенью прошлого года было подписано соответствующее соглашение с Чили. Кроме того, аналогичная работа ведется ЕС (и должна завершиться в ближайшее время) еще и в рамках так называемого средиземноморского партнерства (барселонского процесса). Каждое из подобных соглашений своеобразно, не повторяет предыдущее и исходит из особенностей экономики конкретной страны. Скажем, у стран-кандидатов в ЕС в этих договорах идет речь только о торговле товарами. Причем соглашения выглядят асимметрично: ЕС сразу же открывает свой рынок, а его партнеры — постепенно, за исключением наиболее чувствительных позиций. А вот у Турции с ЕС даже не свободная торговля, а таможенный союз — более высокая форма интеграции. Но и тут есть изъятие — сельхозтовары и металл. (В отношении «свободы» для последнего сейчас ведутся активные переговоры).
Как сообщили «Дню» в кругах, близких к украинскому МИДу, на начальном этапе Украина также хотела бы придать свободной торговле с ЕС асимметричные черты. Насколько адекватным будет этот процесс, во многом зависит от переговорного искусства украинского Минэкономики, считают дипломаты: на какие-то товары переходный период может составить три года, а на другие даже и семь.
Украине также предстоит адаптировать к ЕС свое экономическое законодательство, то есть сблизить отечественную экономическую среду с европейской в таких сферах, как государственная (бюджетная) помощь, конкурентная среда, стандартизация и сертификация продукции. Эксперты считают, что в противном случае свободная торговля с ЕС не принесет Украине ожидаемых преимуществ.
Европейское соглашение (его еще иногда называют ассоциированным соглашением), о проекте которого также идет речь в распоряжении Президента, уже не содержит рекомендаций, как действующее сегодня в отношении Украины соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Его положения являются обязательными для сторон. Соглашение предусматривает совершенно другой формат и объем технической помощи, соответствующий статусу страны-кандидата в ЕС и новые для Украины механизмы, в которых преобладает инвестиционная составляющая. В отношении стран, подписавших такое соглашение, ЕС заявляет, что они могут стать кандидатами в Сообщество. Так что октябрьский саммит, на котором ЕС будет представлять эпатажный и симпатизирующий Украине премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, может стать важным рубежом на пути продвижения в ЕС. Вопрос лишь в том, насколько сама Украина к этому готова как в плане присущего ей некоего «раздвоения» между европейским и евразийским экономическим пространством, так и относительно реальной защиты интересов отечественного бизнеса, далеко еще не всегда способного на равных конкурировать с европейскими партнерами.
КОММЕНТАРИИ
Юрий ЗБИТНЕВ, президент Киевской международной фондовой биржи
— Я считаю, что Украина не готова еще сегодня полноценно участвовать в экономике Европейского сообщества, тем более — на основе свободной торговли. И поручение Президента оставляет достаточно большое поле действия для того, чтобы провести необходимую работу и обезопасить страну от возможных негативных факторов, которые при этом могут возникнуть и оказать влияние на нашу страну. Президент эти меры предусматривает. Курс на европейскую интеграцию Украины провозглашен, и он правилен. Но широким слоям населения, как говорится, рядовому обывателю, никто не говорит об условиях вступления. А именно из них выплывает вывод, что наша экономика должна быть к этому подготовлена. Важный фактор тут — валовой доход на душу населения. Так вот, чтобы стать всего лишь кандидатом в ЕС нужно иметь валовой внутренний продукт (ВВП) на уровне не менее $4—6 тысяч на душу населения. У нас на одного гражданина приходится от $800 до (с учетом теневой экономики) $1500. Кроме того, сама экономическая ситуация в стране требует, чтобы перед вступлением в ЕС были приняты меры для защиты украинского производителя, поскольку в условиях перепроизводства товаров в Европе свободная торговля может поставить отечественный бизнес в невыгодное положение. И, прежде всего, при этом может пострадать сельское хозяйство, из года в год борющееся то за урожай, то против него, но всегда оказывающееся в проигрыше. Я думаю, что реальный срок начала свободной торговли между Украиной и ЕС — это не ранее 2005 — 2007 года. Все будет зависеть от того, насколько быстро мы завершим налоговую реформу, каким будет рост нашей экономики и защита украинского производителя.
Алексей ПЛОТНИКОВ, заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений, доктор экономических наук:
— Евроинтеграция Украины все-таки при прочих равных условиях достаточно длительный период, и вряд ли Украина придет в Европу уже завтра или, скажем, через пять лет. Есть объективные причины, которые не позволяют, как бы нам того ни хотелось, ускорять этот процесс. А что касается единого экономического пространства и зоны свободной торговли с Российской Федерацией и тремя другими странами, то эта идея с экономической точки зрения также достаточно оправдана. В результате оживится рынок капитала, рабочей силы и т.д. И, в принципе, я не нахожу, что деятельность в этом направлении в чем-то противоречит магистральному пути интеграции в Европу, по которому движется сегодня Украина.