Кинофестиваль закончился среди ноябрьских слякоти и холода, неожиданно для середины лета навалившихся на Москву. В связи с этим традиционный проход по ковровой дорожке в основной фестивальный зал «Пушкинский» превратился в испытание, особенно для прессы, освещавшей сию церемонию. Более удачливые коллеги по перу и объективу наблюдали за происходящим посредством прямой трансляции в Манеже.
Собственно, и первые призы — еще до основных жюри — вручили именно критики и журналисты. Уже днем стали известны обладатели призов ФИПРЕССИ, российской кинокритики, а также Федерации киноклубов, зрительских симпатий и (впервые в истории фестиваля) — виртуальный аналог последней награды — по итогам зрительского голосования на сайте Rambler.
В безусловные фавориты первой волны награждений выбился датско-шведско-британский «Скагеррак» Серена Крагх- Я кобсена. Новая лента одного из соратников Ларса фон Триера по проекту «Догма» снискала признание жюри ФИПРЕССИ (приз за глубокие и хорошо проработанные характеры, замечательное чувство юмора, оригинальный сценарий и талантливый актерский ансамбль), Гильдии кинокритиков и киноведов России (специальный диплом за неожиданное сочетание элитарного и массового) и Федерации киноклубов России. Вполне традиционная мелодрама о молодой суррогатной матери, попавшей в криминальную переделку, с полным хеппи-эндом, проняла, как ни странно, критический цех. Еще одна мелодрама, на сей раз иранская — «Танцуя в пыли» (режиссер Асгар Фархади) — получила «Слона» от российской критики. А вот зрители отдали предпочтение столь же традиционному, но, не в пример, более поэтичному испано-итальян скому «Божественному огню» Мигеля Эрмосы — драме о чудом выжившем престарелом Федерико Гарсиа Лорке.
Удостоился специального упоминания жюри ФИПРЕССИ и диплома Российской кинокритики «Коктебель» — дебют молодых фильммейкеров Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова. Красиво снятая, хотя и не слишком удачная по части сценария, история о мальчике и его беспутном отце, перебирающимся на перекладных в теплый Коктебель, практически все дни фестиваля называлась одним из фаворитов. Наконец, на сайте Rambler больше всего голосов получил полуанимационный «Петербург» Ирины Евтеевой.
Основная интрига, конечно же, разворачивалась вокруг решений основного жюри. Забегая вперед, можно сказать, что результаты борьбы за статуэтки святого Георгия сенсационными не стали.
Итак, приз за лучшую женскую роль получила Синобу Оотакэ, великолепно сыгравшая ведьму-гейшу в фильме японского патриарха Канэто Синдо «Сова». При всем уважении к заслугам 91-летнего мастера, работа Оотакэ была едва ли не единственным бесспорным преимуществом затянутого и композиционно рыхлого фильма. В свою очередь, лучшим актером признали иранца Фарамаза Гарибяна. В социальной драме «Танцуя в пыли» он сыграл юного азербайджанца, неудачливого в любви и в карьере. Темперамента этому актеру, действительно, не занимать — моментами его даже слишком много.
Серебряного Георгия за лучшую режиссуру увез кореец Чан Чжун Хван, и это решение, пожалуй, можно назвать наиболее спорным. Фильм «Спасти зеленую планету!» расколол фестивальную аудиторию на две неравные части. Большинство сочло полнометражный дебют молодого постановщика претенциозной, бредовой поделкой, на грани «мусорного» кино категории «Б». Меньшая часть публики оценила неуемную фантазию Хвана, его синефильскую самоотверженность и беспредельную страсть к кино, заметную по любовному обыгрыванию цитат из лент великих мастеров прошлого.
Вполне закономерно «георгиевских» почестей удостоился тот же «Коктебель» — единственный из российских конкурсантов. Причем Агнешка Холланд, вручавшая Хлебникову и Попогребскому спецприз жюри, посоветовала молодым режиссерам почаще пользоваться ножницами, тут же и вручив названный инструмент. Последнее зал встретил с пониманием — «Коктебель» местами крайне затянут и не всегда хорошо смонтирован.
Вердикт относительно Золотого Георгия за лучший фильм также встретили со сдержанным одобрением. Несомненно, среди всех фильмов конкурса именно «Божественный огонь» являлся наиболее зрелой, точно сделанной и образно насыщенной работой. То кино, которое принято называть «крепким» или «добротным». При откровенной слабости большинства картин конкурса решение жюри нельзя не назвать оптимальным.
Завершился же ММКФ-25 под гром рукоплесканий в честь Фанни Ардан, которой вручили относительно новый приз — «Я верю!» — Константин Станиславский» — некий аналог общепринятых почетных призов за заслуги в искусстве.
Более подробный анализ результатов фестиваля, конечно, тема отдельной статьи. Однако можно утверждать, что ММКФ продолжает придерживаться не слишком выигрышной традиционалистской линии, избегая любых крайностей, делая ставку на усредненность, с полным равнодушием к каким- либо экспериментам, новациям. В итоге преобладает либо откровенно нефестивальный мейнстрим, либо вялый псевдоавторский арт-хаус. При таком раскладе найти свое собственное «лица необщее выраженье» — что необходимо для любого кинофорума — практически невозможно.
Более подробный отчет о Московском кинофестивале читайте в ближайших номерах нашей газеты.