Вчера в жизни Вооруженных cил произошло еще одно важное событие. Факультет подготовки специалистов оперативно-стратегического уровня Национальной Академии обороны Украины закончили 38 генералов и офицеров. Может быть, они вольются в командный костяк будущей современной профессиональной мобильной украинской армии, соответствующей стандартам НАТО. На фото — полковник Виктор Назаров с женой и сыном. Он закончил академию с отличием и золотой медалью. Лучшему выпускнику этого года полковнику Назарову, в соответствии с уже традицией академии, военный атташе посольства Великобритании в Украине, капитан первого ранга королевских ВМС Робин Дрюид вручил переходной почетный меч от королевы Елизаветы II
Леонид ПОЛЯКОВ, директор военных программ Центра Разумкова:
— Достижения можно выделить следующие. Первое — получен определенный опыт. Второе — в последней редакции программы реформирования взят правильный курс на сосредоточение усилий на, скажем так, ядре вооруженных сил, каковыми считаются сейчас Объединенные силы быстрого реагирования. И третий плюс в военной реформе — это то, что, в конце концов, в прошлом году руководство страны определилось со стратегическим курсом, без которого планировать оборону и реформирование армии было затруднительно. Сейчас этот курс — на вступление в НАТО — выбран, и это большое, концептуальное достижение в военной реформе.
А провалы следующие. Потеряно много времени и много кадров, которые могли бы пригодится в военной реформе, но устали ждать качественных изменений и уволились. Выброшено на ветер много ресурсов — вследствие того, что выделяемые ресурсы проедались и не тратились на модернизацию армии. До сих пор не удалось создать дееспособную систему демократического гражданского контроля над вооруженными силами. И качественных (а не формальных) усилий в этом направлении гражданскими властями предпринимается очень мало. Кроме того, до сих пор у нас чехарда со многими основополагающими механизмами, то есть не сбалансированы вопросы полномочий и ответственности между ветвями власти — в плане назначений руководства, отчетности да и простого контроля. У нас не сбалансирован механизм утверждения программных документов. Одна ветвь власти независимо от другой их утверждает, а другая ветвь власти их не финансирует, потому что с ней никто не советовался. И это тоже, скажем так, ключевой провал нашего реформирования. И пока в этом плане не наведут порядок, я думаю, перспектива реформирования ВС будет оставаться в тумане.
Анатолий ПАВЛЕНКО, полковник запаса (проходил службу в Генеральном штабе Вооруженных сил Украины:
— На те деньги, которые выделяются из бюджета на содержание Вооруженных сил, мы можем содержать — на нижнем уровне НАТО — весьма ограниченное количество личного состава и тяжелого вооружения. Нижний уровень НАТО — сегодня это приблизительно 60 000 тысяч человек личного состава и около четырех тысяч единиц тяжелого вооружения. Но дело в том, что военные неохотно идут на сокращение. По простой причине — у них есть вполне обоснованные опасения, что если будут сокращаться Вооруженные силы, то автоматически будет сокращаться и их бюджет. Если бы у нас было определено законодательно — на содержание ВС выделяется, допустим, два процента от ВВП (и ни одной копейки меньше, хоть бы в ВС оставалось и два человека — если утрировать), то военные, наверно, пошли бы на сокращение более смело и охотно. Отсутствие гарантий в этом отношении — это первая помеха реформам.
Второй фактор — как говорили во времена СССР, кадры решают все. И вот у нас, в ВС, в отличие от Запада, нет, скажем так, социальной справедливости в плане кадровой политики. Ситуация, которая сложилась еще во времена СССР такова, что своеобразная клановость военных все еще сохраняется. То есть люди, которые заслуживают роста, скажем упрощенно, не растут, которые не заслуживают — растут. Отсюда такое состояние — а именно, увеличение числа малокомпетентных военных и, наоборот, «зажим» более толковых. Кадровая политика должна осуществляться на основе закона. Во всех странах этот вопрос решен. Например, в Бундесвере каждый офицер, который служит в руководстве, в Министерстве обороны, в штабах главных видов вооруженных сил, по закону обязан через два-три года оставить свою должность и отправиться на два-три года в строевую часть. Это действительно для всех категорий военных (будь-то хоть генерал-полковник или генерал-лейтенант), кроме командующих видами вооруженных сил (это всего четыре человека). У нас же, если человек «попадет в обойму», то есть в Генеральный штаб, он там может служить, сколько проживет. То же самое касается и системы военного образования. В Германии, например, или во Франции в академиях военные дисциплины преподают лучшие представители строевых частей, которые также призываются в академии на два-три года (естественно, предварительно они готовятся). Преподают, а потом возвращаются обратно в часть. У нас же нерешенность всех этих проблем и мешает продвижению реформ.
Ну, и самое главное. Обратите внимание: мы все время говорим — реформы, деньги, численность. Численность ВС в ХХI веке не является определяющей. На сегодня самая дорогая и серьезная часть для ВС, их, так сказать, боевой потенциал — это вооружение. И говорить нужно о количестве тяжелого вооружения в ВС. Человек — обслуживающий персонал. Тем более, уже автоматически сложилась такая норма, что на одну единицу тяжелого вооружения в европейских странах приходится приблизительно одинаковое количество людей — около 23—30 человек (я подчеркиваю, приблизительно). То есть нужно уже говорить в других единицах измерения, которые для нас не привычны. Но, я думаю, нужно к ним приходить — это требование времени.