«День» довольно часто публикует на своих страницах статьи по вопросам, которые затрагивают интересы многих граждан Украины. Такой является статья «Налоговая «психотерапия». Закон о 13% сам не выведет зарплаты из тени» («День» от 29 мая этого года).
Можно, без сомнения, считать, что от введения принятого ВР 22 мая 2003 года Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц» выиграет большинство граждан Украины, которые работают и получают доходы от наемного труда. Выигрыш произойдет за счет уменьшения суммы уплаченного налога. Безусловно, этот закон будет стимулировать сокращение выплат заработной платы с использованием теневых путей. Однако перед ним не ставилась цель вытянуть всю оплату труда из «тени». И такая задача была бы непосильной только для налога на доходы наемных работников. Поэтому для более полной и прозрачной выплаты заработной платы предлагаю использовать еще как минимум два рычага.
Первый состоит в том, что необходимо по-другому проводить начисления на заработную плату — сборы в Пенсионный и другие целевые фонды. Сегодня такие начисления составляют около 38% фонда оплаты труда и выплачивает их лицо, которое нанимает работников и платит им зарплату — т.е. работодатель или уполномоченное им лицо. Такой порядок сложился еще в советские времена, и он до сих пор не изменен на более прогрессивный — когда взносы наряду с юридическими лицами делают также наемные работники.
Пенсионный и другие целевые фонды начисления на заработную плату в той же сумме могут получить несколько иным путем. Для простоты и понимания нового подхода рассмотрим такой простой пример. На заработную плату в 1000 гривен в месяц юридическое лицо проводит начисление сборов еще на 380 гривен, и таким образом для предприятия наемный работник обходится в 1380 грн. В 2004 году с наемного работника будет удерживаться налог в 130 грн. и на руки он получит 870 грн. (другие удержания с зарплаты условно также пока что не учитываем).
Переведем частично и на наемного работника взносы в Пенсионный и другие целевые фонды, например в сумме 200 грн. Но для этого эти деньги следует забрать с начислений и повысить зарплату. Чтобы для работающих граждан такая операция была безболезненной, повысим ее на 25%. С учетом этого она составит 1250 грн., и при ставке сбора в размере 16% в Пенсионный и другие целевые фонды общая сумма взносов составит 200 грн. На руки наемный работник получит: 1250 — 200 —163 (налог при ставке 13%) = 887 грн., т.е. несколько больше, чем при предыдущем варианте.
Для получения Пенсионным и другими целевыми фондами еще 180 грн. установим начисление в размере 14,4% для юридического лица. Но тогда наемный работник уже обойдется ему в 1430 грн., т.е. дороже на 50 грн. или на 3,6%. Думаю, что субъекты предпринимательства такие дополнительные средства на оплату труда смогут найти, и им дешевле обойдется выплата заработной платы прозрачным путем, чем используемые ими пути для ее выплаты в конвертах. А наемных работников следует убедить, что это в их же интересах для пенсионного обеспечения.
Второй вариант вытекает из первого — следует для всех ныне работающих наемных работников ввести персонифицированный учет взносов в Пенсионный и другие целевые фонды. А готовы ли фонды к этому? Слышал, что Пенсионный фонд в Львовской области проводил эксперимент по персонифицированному учету, но с результатами его не ознакомлен. Безусловно, для этого в государстве должно произойти сближение позиций по введению единого социально налога. Возможно, он будет называться «взносом» или «сбором», что больше отвечало бы сути, поскольку эти средства не направляются в бюджет. Будет эта ставка в размере 30,4% или для простоты — 30% (здесь нужны расчеты).
Можно и в другой пропорции разделить сбор в Пенсионный и другие целевые фонды между наемным работником и работодателем или же эту ставку несколько сократить. Но суть одна — следует быстрее вносить изменения в порядок начисления и уплаты сборов в Пенсионный и другие целевые фонды, предварительно открыто обсудив эту тему с различными субъектами предпринимательства (а с наемными работниками? — Ред. ). Приведенный выше пример показывает, что введение изменений не предусматривает существенного влияния на реальную заработную плату для наемных работников, поскольку эта задача должна решаться отдельно.
Использовав только эти два дополнительных рычага, можно будет сдвинуть с места процесс вывода заработной платы из «тени». Однако и они не гарантируют, что повезет перевести теневую заработную плату в прозрачную. Понимаю, что переход на предложенный путь будет сложным, но чем быстрее мы это сделаем, тем скорее получим желанные результаты.