Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Первый шаг к глобальному

11 июня, 2003 - 00:00

Тема отправки украинских военных в Ирак в течение нескольким недель вызывала прилив адреналина у значительной части политиков, журналистов и в обществе в целом. По крайней мере, рядового гражданина сегодня значительно легче «раскрутить» на разговор об Ираке, нежели о политической реформе. Оценки, как это часто бывает, диаметрально противоположны.

Впрочем, голосование в Верховной Раде (273 голоса «за») стало вполне прогнозируемым еще в среду, когда Президент встретился с главами фракций большинства, и, по свидетельствам последних, вполне убедительно доказал им необходимость позитивного решения по Ираку. Если добавить к этому неминуемую в таком случае поддержку части оппозиции (евроатлантистов из «Нашей Украины»), то в положительном итоге голосования можно было не сомневаться.

С политико-правовой точки зрения, конечно, не все выглядело безукоризненно. Например, Георгий Крючков и Борис Тарасюк (которые, как правило, жестко оппонируют друг другу) на этот раз высказывались в одном направлении: резолюция ООН не устанавливает формат миротворческой миссии, а только рекомендует участвовать в стабилизационных силах; операция не имеет мандата ООН, а потому, в соответствии с украинским законом, не может трактоваться как миротворческая. Секретарь СНБО Евгений Марчук не разделяет такую трактовку, заявляя, что резолюция Совета безопасности ООН «по всем принципиальным вопросам» соответствует требованиям закона Украины об участии в миротворческих операциях. Буква закона, как оказывается, просто не предусматривает такого специфического формата иностранного военного присутствия, каковым является миссия в Ираке после принятия соответствующей резолюции ООН. Подобная ситуация не описана в законе. Реальность международной политики опять оказалась на шаг впереди от содержания права. А потому большинство украинских законодателей, по всей вероятности, руководствовались принципом: «разрешено то, что не запрещено».

Доподлинно неизвестными остаются практические задачи украинских военных в Ираке: можно предполагать охрану стратегических объектов, сопровождение гуманитарных грузов, но реально задачи будут определяться на месте и будут зависеть от успешности процесса стабилизации в Ираке.

Проблема расходов на операцию также беспокоит политиков и общественность. Необходимо 69,4 миллионов гривен — это значительная сумма для военного ведомства. Обещание США покрыть 2/3 этих расходов облегчает финансовую сторону дела, но откровенно раздражает ту часть политикума, которой не по душе торжество однополярности, ставшее свершившимся фактом по окончании активной фазы иракской кампании. Для многих в Украине ни дружба с США, ни гипотетическое вступление Украины в НАТО вовсе не является желаемым бонусом.

Так или иначе, участие в глобальной политике, как и любая деятельность, имеет свою расходную и доходную части. Расходуя сегодня, украинские налогоплательщики имеют все основания надеяться, что государство сумеет умело распорядиться теми шансами, которые дает Украине ситуация вокруг Ирака. Сегодня эти шансы касаются широкого спектра политических, экономических и военных вопросов: долгосрочных бизнес-контрактов, диверсификации поставок нефти, развития транспортных коридоров, повышения боеспособности элитных частей вооруженных сил и их совместимости с войсками стран НАТО, наконец, улучшения имиджа государства, роста его веса в системе международных отношений.

Александр СУШКО, Центр мира, конверсии и внешней политики Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ