Вокруг отправки украинских солдат в Ирак можно было услышать немало дискуссий. Их участниками, правда, были преимущественно столичные представители. Для «рождения» истины предлагаем читателям мнения из регионов относительно присутствия подразделений Вооруженных сил Украины в Ираке — о рисках и возможностях, о вызовах и предосторожностях.
Анатолий ШЕВЦОВ, директор днепропетровского филиала Национального института стратегических исследований:
— На мой взгляд, вопрос о том, отправлять или нет наши миротворческие войска в Ирак, даже не подлежит обсуждению. Сегодня против участия в восстановлении Ирака не возражают даже те страны, которые были категорически против войны — Россия и Франция, а последняя ставит вопрос о корректировке устава ООН. Думаю, что и в Верховной Раде подавляющее большинство депутатов поддержат отправку украинского контингента в Ирак. Возражать будут разве что крайне левые, которые продолжают петь старые песни на новый лад.
Конечно, в любой миротворческий операции существует некоторая опасность для жизни военнослужащих, но ведь и посылать туда собираются только добровольцев. Считаю, что не очень обременительной для бюджета Украины будет и финансовая сторона операции, поскольку значительную часть расходов, кроме зарплаты военнослужащих, готовы взять на себя Соединенные Штаты. Зато само участие в восстановлении Ирака сулит нашей стране большие экономические выгоды. Тут многое будет зависеть от изворотливости наших фирм, ведь контракты на выполнение работ будут заключаться на тендерной основе. Шансов выиграть тендер у украинских предприятий вполне достаточно — как показывает опыт, они могут предложить высокое качество услуг при относительно невысокой цене. В Ирак мы можем поставлять различную металлопродукцию, трубы, строить нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия. Еще раз подчеркну, что выгода для украинской экономики может быть весьма внушительной. Только нужно не упустить свой шанс, действовать смелее, для того чтобы воспользоваться плодами правильного решения Украины во время войны коалиции с режимом Саддама Хусейна.
Виктор МЫСЬКО, председатель Тернопольской областной организации Союза ветеранов Афганистана:
— В решении отправить наш миротворческий контингент в Ирак я вижу больше позитивов. Собственно, негатив может быть только один — если ситуация начнет развиваться по афганскому сценарию двадцатилетней давности. Тогда руководство страны окажется перед непростой дилеммой: что делать дальше? Но это наихудший вариант, и пока что какие-то объективные основания для настолько пессимистических прогнозов отсутствуют.
Наоборот — есть надежда, что вслед за украинскими военными участие в восстановлении Ирака примут и наши гражданские специалисты, и бизнес- структуры, и от этого выиграет отечественная экономика. А еще одним плюсом является тот опыт, который наши военные продолжают получать в сотрудничестве с военными стран-членов НАТО. И участие нашей страны в военной миротворческой миссии в Ираке станет еще одним шагом к желаемому вступлению в Североатлантический альянс.
Часто общаюсь с ребятами, которые уже побывали в миротворческих контингентах, в частности, на территории бывшей Югославии, поэтому есть пожелание: чтобы нашим военным платили не меньше, чем миротворцам из других стран. А это полностью зависит от нашего правительства. Потому что часто получается так, что украинцы выполняют самую тяжелую работу, а плату получают едва ли не вдвое ниже, чем даже военные Йемена или Индии, не говоря уже о западных странах...
Арсентий БАБИЙЧУК, политолог (Винница):
— Война с Ираком американцам была необходима, чтобы после сентябрьских терактов восстановить свой авторитет непобедимой страны. А Украина в последнее время стала причастна к нескольким скандалам. Поэтому сегодня, на мой взгляд, послав в Ирак свой химический батальон и готовясь послать туда еще и миротворческие силы, наше государство преследует, в первую очередь, политический интерес. Чтобы как-то реабилитироваться в глазах Америки, показать ей свою солидарность. Ведь теперь США доказали миру, что они самые сильные. Зацепившись за формальный повод, Америка оккупировала Ирак и никто ей ничего не сказал. ООН молчит. Франция и Германия, которые сначала выступали против агрессии, сейчас уже не могут повлиять на США. Мне кажется, что, введя в Ирак свои войска, Украина больше выиграет, чем проиграет. С политической точки зрения, это очень продуманный, правильный и единственно возможный ход. Помню, в апреле этого года в Винницу приезжала делегация из американского штата Алабама для подписания предварительного соглашения о дружбе и сотрудничестве. Один из американцев тогда сказал, что сейчас мы поможем Украине, потому что Украина помогла Альянсу в войне против Ирака, и мы этого никогда не забудем. При этом присутствовал американской посол...
Борис МОКИН, ректор Винницкого государственного технического университета:
— Не стоило бы этого делать. Сегодня объектом терроризма «Аль-Каиды» стали те страны, которые являются членами НАТО и, в первую очередь, США. Украина, хотя и хочет в НАТО, но ее никто туда пока что не принимает и в ближайшее время не примет. Если террористы повернут свои удары на нас, то нам НАТО не поможет. Поэтому не имея щита НАТО подставлять себя под удары «Аль- Каиды», вызывать на себя их агрессию не стоит. И это не политика страуса. Мы не такая мощная страна, чтобы позволять себе отрывать деньги от бюджета для экипировки и достойного представления наших военных в Ираке, а бедными родственниками там тоже не нужно быть. Целесообразнее заняться своими внутренними проблемами, а потом помогать другим.
Георгий МОСКАЛЕВ, участник боевых действий:
— Мы должны признать: долго на Земле войны не будут исключены из средств решения проблем — политических, экономических, идеологических, религиозных… Победитель утверждает свой вариант жизни в эволюции, а так как сейчас наша планета буквально «беременна» установлением новых порядков, то человечество просто обречено на конфликты.
Украине будет довольно сложно дышать в этой атмосфере, ибо она растеряла свой военный потенциал, вооружение устарело, армия, увы, далека от необходимых требований. Именно по этой причине в отправлении наших миротворческих войск в Ирак я вижу один большой плюс: хотя бы несколько тысяч воинов приобретут хоть какой-то боевой опыт.
Ну а минусов… Мы пытаемся войти в коалицию спорных победителей и получить химерные привилегии. Деньги. А будут ли они?
Анатолий ТОБИЛКО, пресс-секретарь Главнокомандующего ВВС Украины:
— Участие украинских военных в миротворческих операциях говорит об авторитете наших Вооруженных сил. Это важно сейчас, когда он был подорван несколькими скандалами и несчастными случаями, которые указывали на непрофессионализм в украинской армии. И то, что наши военные будут рядом с военными других стран, добавит авторитета не только нашей армии, но и государству, и подтвердит, что профессиональный уровень подготовки наших военных соответствует мировым стандартам.
Богдан ЧАЙКОВСКИЙ, директор Львовского исторического музея, заслуженный работник культуры Украины:
— Мне бы очень хотелось, чтобы Украина имела свое особенное политическое лицо, более четкую позицию и чаще действовала в собственных интересах, нежели в инстересах иных держав. Слишком уж часто она крутит головой — то прислушиваясь к России, то оглядываясь на Америку. Если присутствие наших войск в Ираке будет в дальнейшем способствовать экономическому благополучию Украины, росту ее авторитета в мире, то да, я за то, чтобы наши парни ехали в Ирак. То есть не в угоду кому-то, а имея собственный, ярко выраженный политический и экономический интерес.
Территориально мы далеки от Ирака и не имеем общего исторического прошлого. Как историк, я с большим интересом отношусь к династии Аббасидов, переместившей центр халифата в Ирак. К небывалому для того времени размаху градостроительства. Меддинат ас-салам (город Мира) — ныне это Багдад — был задуман как модель вселенной, где жить должны были представители всех социальных этнических групп государства. Халиф лично смотрел намеченный золой на земле план будущего города. Круглый по плану, укрепленный стенами и рвом, с четырьмя городскими куполами над городскими воротами, обращенными на четыре стороны света. Мне больно было слышать, что этот город бомбят, что разграблен иракский музей — собрание уникальнейших творений культуры. В нашем историческом музее, в частности в Арсенале, есть уникальное оружие древних умельцев Востока, попавшее к нам сложными путями. Мы бережно храним его и мне бы хотелось, чтобы все страны уважительно относились к культуре и искусству других народов и содействовали их процветанию, а не упадку.
Время все расставит по своим местам, все отфильтрует и высветит. Важно, чтобы правнукам не было стыдно за наши поступки.
Надир БЕКИРОВ, эксперт ООН, член Наблюдательного совета фонда ООН по коренному населению, руководитель политико-правового отдела меджлиса крымскотатарского народа:
— Участие Украины в деятельности международного сообщества в том или ином виде, в том числе в реформировании реакционных политических режимов и преодоления последствий войны в Ираке, оно, на мой взгляд, является благим делом. Особенно, с точки зрения реноме нашего государства и, с точки зрения реальной вовлеченности в мировую политику. Этим самым мы говорим, что Украина уже не глухой угол, не часть какого-то второстепенного СНГ, не подроссийская провинция, а самостоятельное государство, которое наравне с другими участвует в подобного рода важных международных событиях. Это, несомненно, шаг к мировому признанию, к полномасштабному участию в мировых делах.
Но в то же время я не могу просто сказать, что это замечательно и все. Такого рода акции со стороны Украины сейчас носят в значительной степени демонстрационный характер. То есть в Украине внутри есть достаточно много проблем, с которыми государство или не справляется, или не считает нужным справляться. К ряду этих проблем я отношу и проблему крымскотатарского народа, которая в значительной степени является проблемой мирового сообщества — она затрагивает интересы и политику ряда государств и международных организаций, а статус народа в Украине не определен, последствия депортации не преодолены, принципиально уже много лет не принимается закон о восстановлении прав и статуса депортированных. В то же время на мировой арене Украина подобными акциями как бы демонстрирует, что она, с точки зрения международного права, такое активное и правильное государство, что внутри ее, можно подумать, международно-правовых проблем и нет, якобы. Вот если бы эта внешняя политика была продолжением такой же правильной внутренней политики Украины, — где бы полностью соблюдались и принципы демократии, свободы слова, интересы этнических сообществ и они были бы предметом постоянной заботы, — тогда да, тогда было бы логично совершать подобные внешние шаги. Пока же это хоть и правильный шаг, но больше — внешняя демонстрация, чем суть политики нашего государства. Я думаю, что те аналитики, которые знают внутренние проблемы Украины, и будут воспринимать этот шаг больше как внешнюю рекламу, а не самодостаточную деятельность на международной арене, к сожалению…
Александр РЕУТА, атаман Сумского слобожанского казачьего полка:
— Больше склоняюсь все-таки на сторону тех, кто выступает за введение в Ирак украинского батальона. Ставя целью интеграцию нашего государства в мировое содружество, мы не можем не считаться с политической позицией таких развитых и влиятельных стран, как Соединенные Штаты. Не можем стоять в стороне от процессов, происходящих в мире.
Кроме того, чисто по-человечески, я совсем не против, чтобы наши украинские ребята, помогая отстраивать пострадавшую страну, тем самым могли хорошо заработать. Главное, чтобы подход нашего государства к этому ответственному делу был также взвешенным и ответственным, базируясь, прежде всего, на принципах законности.
Сергей БАБИЙ, секретарь Каменец-Подольского городского совета (Хмельницкая область):
— Есть и «за», есть и «против». С одной стороны, участие Украины в миротворческой миссии в Ираке даст ей возможность установить должный уровень отношений с США, Великобританией, присоединиться к проектам восстановления Ирака, добычи нефти, укрепить свои позиции на мировой арене. С другой же стороны, надо помнить: выполняя эти обязанности, в мирное время погибают украинские солдаты. Не обошла беда и наш город: житель Каменец-Подольского Владимир Максимчук погиб во время выполнения миротворческой миссии. Улица, где он родился и вырос, названа улицей Владимира Максимчука.
Вадим КРУТОУС, учитель английского языка Житомирской гуманитарной гимназии №23, член Национального координационного совета Проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»:
— Свои аргументы «за» и «против» отправки украинского военного контингента для участия в миротворческих силах в Ираке я бы условно разделил на соображения эгоистического и, если так можно выразиться, демократического планов. Тогда мой эгоистический аргумент «за» может звучать так — если не участвовать в этих миротворческих операциях, то перспективы дальнейшего сотрудничества с НАТО приобретут черты призрачности. А эгоистический аргумент «против» очерчивается в опасениях, как бы пребывание наших войск в Ираке не повредило безопасности Украины в том смысле, чтобы террористические акты со стороны мусульманских боевиков не начались на территории нашего государства. С другой стороны, на мой взгляд, демократический аргумент «против» содержится в вопросе, достаточно ли демократично наше военное присутствие в этой стране, с точки зрения наличия необходимых юридических условий в том плане, что оно будет реализовываться не под непосредственным патронатом ООН? И будут ли выдержаны предусмотренные в таких случаях законные процедуры, и чтобы они соответствовали духу и параграфу международного права? Однако в противовес указанным соображениям можно привести следующий аргумент — на мой взгляд, участие в подобных операциях (здесь не хочется употреблять слово «почетное») можно все же назвать защитой демократии, то есть это идет в русле мировых демократических процессов. Что касается моей личной позиции, то я сознаю, что выбор всегда нужно делать, и при всех «за» и «против» думаю, что аргументы «за» преобладают.