Со времен конца СССР и начала независимости Украины взаимоотношения внутри треугольника «государство — Вооруженные силы — граждане» не часто складывались хорошо. При том, что каждый отдельно взятый субъект системы (ее прочностью со времен Макиавелли справедливо измеряют уровень защищенности страны от внешнего вторжения) против двух других ничего особого не имел. Состоявшийся на днях в 169-м учебном центре «Десна» Северного оперативного командования ВС Украины семинар был призван, среди прочего, объединить людей в погонах и гражданское население в оценках проблем состояния и перспектив реформирования сухопутных войск. Аналогичные мероприятия, к слову, запланированы для остальных видов ВСУ: для ВВС (2004 год), для ПВО (2005-й) и ВМС (2006-й).
АРМИЯ И ГОСУДАРСТВО
6 декабря 2001 года Президент Леонид Кучма определил своим Указом, что нам нужна «малочисленная, мобильная, оснащенная современными образцами вооружений профессиональная армия». Уже год спустя (17.04.2002) глава государства утвердил «Государственную программу перехода Вооруженных сил Украины к комплектованию военнослужащими, которые проходят военную службу по контракту». Какова ситуация сейчас?
Прежде всего, сухопутные войска являются самыми многочисленными: на текущий момент в их рядах отбывают службу около 187 000 человек или 55% от общего числа украинских военнослужащих. Такое соотношение с другими видами ВСУ было характерной чертой советской армии (считалось, что победы не может быть до тех пор, пока нога солдата не ступит на территорию противника) и, как признают сами военные, такая пропорция безнадежно устаревает. Учитывая опыт последней войны в Ираке, офицер сухопутных войск, прошедший Афганистан, в разговоре с корреспондентом «Дня» заметил, что в современных войнах эффективные наступление и оборона возможны исключительно при условии «господства в воздухе и мощного ракетного огня». Тактическое значение пехоты, танков и БМП, таким образом, сводится преимущественно к победоносному маршу по территории противника, защите аэродромов и других стратегически важных объектов, диверсионным и специальным операциям в тылу врага.
Заметим, что в 2010 году (к этому сроку государство планирует создать себе армию образца стран НАТО) численность сухопутных войск Украины, предположительно, составит 110 000 человек. То есть пехота по-прежнему будет количественно преобладать над другими видами ВСУ. При этом, как сказал начальник оперативного управления, заместитель начальника Главного штаба сухопутных войск С. Москаленко, армия перейдет от дивизионно-полковой к бригадно- батальонной системе управления (во избежание дублирования функций). А сама структура организации (в основе которой — оперативное командование) существенно не изменится. Тенденции скорее количественного, чем качественного переустройства армии полковник Москаленко связывает с объективными причинами, в том числе и с «несостоятельностью государства в ближайшее время перейти к новым средствам вооруженной борьбы».
В 2002 году общий фонд бюджета армии составлял порядка 3,3 млрд. грн. Это значит, что, тратя ежедневно 27 гривен на одного военного, государство кормило, одевало, платило зарплату, обещало сорока тысячам офицеров решить проблемы с жильем, выплачивало увольнительные пособия, словом, «поддерживало» боевой дух целой армии целый год. Этих денег, в общем, как раз хватило, чтобы военнослужащие не погибли в мирное время (254,7 млн. грн. были выделены «непосредственно на реформирование»). В текущем бюджетном году ситуация несколько улучшилась, но не так сильно, чтобы можно было говорить о кардинальном продвижении реформ.
Проблема в том, что, как ранее говорил министр обороны Владимир Шкидченко, содержать военную часть в два-три раза финансово выгоднее, чем сокращать. Это же в частных беседах подтверждали «Дню» офицеры в «Десне», и оснований не доверять им, признаться, нет. Тем паче, что некоторые из них говорят о своей же боеспособности исключительно отборной армейской терминологией. Пока в высоких кабинетах полемизируют о грядущих армейских преобразованиях, летчики-офицеры армейской авиации с начала этого года, в среднем, налетали... по шесть часов. И довольны этим, поскольку в ВВС, как нам пояснили, дела обстоят еще хуже...
АРМИЯ И ГРАЖДАНЕ
Ситуация с почетной обязанностью — оберегать Родину — ни для кого не секрет. Однако на семинаре в «Десне» по этому вопросу мнения разделились. Одни рассматривали 13000 призывников, провожать которых в мае этого года пришли 22000 родных и близких, как аргумент в пользу растущей популярности армии. Другие, так чтоб начальство не услышало, говорили о том, что служить идут все больше хилые или из сел. Как весьма откровенно заметил заместитель Главнокомандующего Сухопутных войск ВСУ по вооружению, генерал-майор Б. Розновец, теперешние призывники все с большей условностью «осваивают» имеющуюся на вооружении, далеко не всегда современную технику.
Абсолютно очевидно, в этой связи, что переход армии на контрактную основу не сделает ее профессиональной автоматически. Зарплата сержанта-контрактника на данный момент (в зависимости от должности) не превышает 380 гривен в месяц. На такие деньги, без особой перспективы карьерного продвижения, мало кто соглашается. Популярностью пользуются только «теплые места», близкие к продовольственному и иному снабжению. Нельзя назвать довольными своим заработком и офицеров по найму. В младших чинах они получают (также в зависимости от занимаемой должности) до 1000 гривен. Деньги, как для Украины, пристойные, но регулярно их стали выплачивать только последние четыре месяца. Для сравнения, в Германии, например, рядовой призывник бундесвера получает 405 евро в месяц (у нас — 17 гривен), а ефрейтор — 450 евро. На питание во внеслужебное время им ежемесячно выплачивается 117 евро. Солдат получает на Рождество 375 евро, а при увольнении — 1500 евро. Понятно, почему прохождение службы там действительно считается почетной обязанностью? Без всяких контрактов.
Еще интереснее, с учетом «потребительских корзин», было бы экстраполировать ситуацию на миротворческие контингенты. Гордость наших вооруженных сил оплачивается под эгидой ООН в десять раз меньше, чем, к примеру, французских. «Дню» по этому поводу пояснили, что ни один уважающий себя последователь Бонапарта за $600— 700 к мине в Ливане за версту не приблизится. Для украинцев такие суммы — слава, почет и благосостояние. При том, что, как заметил начальник аэромобильных войск, полковник И. Якубец: «Наши ребята ничуть не хуже, чем их. Англичане были чрезвычайно удивлены, когда украинцы в дружеских состязаниях пробежали 6 миль за 28 минут...»
АРМИЯ И АРМИЯ
«Год — гораздо меньше, чем вечность», — поговаривают рядовые «срочники» в «Десне». «Варимся в своем котле и никому до нас нету дела», — сдержанно сетуют на армейские будни офицеры. А ведь «Десна» — центр образцово-показательный, можно сказать, один из лучших в Украине. И стреляют тут военнослужащие регулярно, и содержат их неплохо...
«Как воспитывать в подчиненных патриотизм, когда я вынужден снимать квартиру за свой счет?» — спросил у корреспондента «Дня» лейтенант. Некоторые (из тех, что постарше) держатся бодрее: ну и пусть не повышают в звании по причине отсутствия вакантных должностей; ну да Бог с ним, что ничего, кроме военного ремесла, нам не ведомо. Все ждут... двадцати лет выслуги и 12—15 тыс. грн. выходного пособия. И все признают, что сокращать и модернизировать ВСУ крайне необходимо.
«Миллиметр ржавчины и метр брони», — так оценил состояние вооружений украинской армии генерал-майор Розновец. Добавив, что, к примеру, еще лет пять и об эффективной ПВО-защите Украина может забыть. Было сказано, что разработки в этом направлении ведутся, и современные ракеты у нас в стране имеются. Правда, в проектном состоянии, но наработки есть. Есть и современные танки Т-84 (десять на все сухопутные войска). Только все меньше у военных с каждым годом веры в свои собственные силы. И это не может не настораживать.
Увидев ситуацию в ВСУ на примере «Десны» (в других частях, как признают сами люди в форме, она значительно хуже), можно заключить, что таковой она и останется. Если, конечно, реформа армии будет протекать на словах, а не на деле. Второй вариант возможен лишь тогда, когда: а) у армии будут деньги; б) будет воля к преобразованиям. Что касается первого, то иного пути, кроме как через государственный бюджет, нет. Дела в этом плане у нас в стране обстоят несколько необычно: сограждане, совсем не возражающие против процветания государства и собственной безопасности, зачастую справедливо не хотят исправно платить налоги. А государство, которое (как хотелось бы верить) отнюдь не против благосостояния своих граждан и, опять же, своей безопасности, большую часть бизнеса этими налогами обременяет. Не вдаваясь в детали, «сильной армии не может быть у слабого государства, а государство сильно своими гражданами», — писал Макиавелли, и его еще никому не удалось опровергнуть. До тех пор, пока это будут пытаться делать в Украине, наши вооруженные силы никогда не будут сильными.
До тех же пор не будет и воли у подавляющей части генералитета, на плечи которого возложено проведение реформы. Во всяком случае, финансовых обоснований грядущей трансформации ВСУ пока еще никто не видел. Равно как и гарантированных мест работы сокращенным военнослужащим.
КСТАТИ
Министерство обороны Украины считает невозможным провести за 2-3 года сокращение Вооруженных сил страны до 150—180 тыс., как это заявлялось ранее. Такую позицию оборонного ведомства озвучил вчера в ходе заседания государственной комиссии по вопросам реформирования ВСУ министр обороны Владимир Шкидченко, передает Интерфакс-Украина со ссылкой на заместителя председателя госкомиссии Владимира Горбулина. По его словам, Министерством обороны наряду с этим заявлением предложило структурные и количественные изменения Вооруженных сил. «Эти предложения приближаются к реальным», — подчеркнул он, не назвав конкретные цифры, которые предлагаются оборонным ведомством, так как в настоящее время они «гипотетичны».