Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Материнство: призвание или испытание?

Ежегодно с карты Украины исчезают целые поселки
31 мая, 2003 - 00:00

Еще 20 лет назад в Сумской области рождалось 14 младенцев на одну тысячу населения. В прошлом году этот показатель составил всего 6...

Приходится констатировать, что демографический кризис уже давно перестал быть невеселой перспективой и превратился в невеселую реальность. Поскольку подсчитано: чтобы остановить депопуляционные процессы, в каждой украинской семье должно рождаться двое-трое детей. А следовательно, для украинской женщины рождениe ребенка — уже не просто призвание, но и гражданский долг?

ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

«Дети — дорогое удовольствие». Сегодня довольно часто можно услышать подобные рассуждения. Звучит, согласитесь, немного цинично, но кто возразит, что нет в том горькой правды? Потому что когда женщина даже на учет по беременности становится уже перед самыми родами только потому, что не на что было купить нормальное белье, а в старом стыдно показываться врачу, да еще и проезд... Тогда и медикам нелегко ругать ее за нерадивость. «А так бывает довольно часто», — рассказывает заведующая женской консультацией Сумского родильного дома № 1 Валентина Косякова. Что уж тут говорить о расходах, без которых не обходится рождение ребенка и которые далеко не всем по карману. А экстренные случаи? Кесарево сечение в Сумах, например, — это не менее 240—300 гривен. Женщину обычно предупреждают заранее. Но ведь бывает и так, что среди ночи медикам приходится бежать в аптеку и брать необходимое «под честное слово», чтобы обеспечить благополучные роды. Случается, что потом родственники роженицы не спешат или не имеют возможности вернуть вовремя деньги за взятые в долг медикаменты. «Однако упреков все равно больше, чем благодарности», — нет-нет, да и пожалуются врачи.

Потому что действительно условия в родильном отделении далеко не такие, как должны были бы быть. Естественно, попробуйте обеспечить стопроцентный комфорт, если финансирование до этих процентов не дотягивает и приблизительно! «Бывает такое, что больница из-за отсутствия денег просто не отапливается. И ребенок рождается не при нормальной температуре, которая должна быть не ниже двадцати четырех градусов, — рассказывает начальник областного управления здравоохранения Петр Павлюк, — а при восьми-десяти градусах тепла. Для ребенка это просто шок при рождении».

Новый бюджетный кодекс, по мнению медиков, усложнил ситуацию с финансированием. Потому что если раньше деньги для таких потребностей аккумулировались в областном фонде и выделялись туда, где больше всего нужны, то теперь все средства идут на места. Сколько дать на медицину, решает местная власть, и не везде одинаково. В районы постоянно отсылаются письма с пожеланиями и рекомендациями, как целесообразнее распорядиться деньгами. Но достаточно ли этого? Во многих районных больницах области отсутствуют даже крайне необходимые реанимационные наборы для новорожденных, стоимость которых составляет в общем менее одного процента от финансирования медицинской отрасли района...

ПРОБЛЕМА ВТОРАЯ: МЕДИЦИНСКАЯ

Материальная база больниц, однако, — это только одна сторона медали. В последние годы, по словам областного акушера-гинеколога Татьяны Витковской, значительно ухудшилось репродуктивное здоровье наших женщин. Увеличился не только процент бесплодных семейных пар, но и количество заболеваний системы кровообращения, мочеполовой системы, щитовидной железы. Увеличилось число случаев сахарного диабета и анемии. Кстати, тем же малокровием, заметьте, сельские женщины, которым надлежало бы быть крепкими и полнокровными, страдают сегодня чаще. «Во многом это зависит от питания, — объясняет Валентина Косякова. — Сейчас в селе живут так: что вырастили — съели. Но ведь даже яблони в саду родят не каждый год, вот вам фруктов и недостает. Остается хлеб и картошка. А если поросенка держат, то пытаются продать, а не оставить себе. Потому что деньги нужны. Особенно если уже старшие дети есть — одежду им купить. Женщина привыкла отрывать от себя, и вот результат».

Витамины недоступны, потому что дорогие. «Когда мы получаем какую-то помощь, чтобы передать ее беременным, задумываемся — деньгами дать или витаминами, — рассказывает Татьяна Витковская. — И решили в конечном итоге, что лучше витаминами, потому что кто знает, на себя ли женщина потратит деньги...»

Что поделаешь — те времена, когда, родив где-то на меже, украинская крестьянка через пару часов опять вставала и, спеленав ребенка, продолжала жать хлеб, давно миновали. А ведь было! Моя прабабка, рассказывала мама, будучи беременной, как-то уже перед самыми родами решила наведаться к сестре в соседнее село. Стояла зима, и мороз был еще тот. На полпути, посреди поля, почувствовала, что уже пора. Никого не было поблизости, поэтому вынуждена была под копной сена прилечь. Сама родила, сама пуповину перекусила и завязала. Под вечер таки к сестре пришла. «Юбка заскорузла от замерзшей крови, а ни ей, ни ребенку, слава Богу, ничего, здоровые...»

ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЯ: ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Однако здоровье физическое — это тоже еще не все. Потому что, если речь идет о материнстве, то с этим понятием, несомненно, должна сеседствовать ответственность. А ее как раз часто недостает. Потому что иногда врачам приходится буквально бегать за будущей матерью, которая никак не желает проходить регулярное медицинское обследование. Тем временем ранняя диагностика помогает выявить отклонения у плода еще на стадии внутриутробного развития и предотвратить возможные осложнения. Однако как это сделать, если женщина рискует здоровьем ребенка из-за собственного легкомыслия?

Собственно, проблем столько же, сколько и людей. Приходит к нам женщина, продолжает Валентина Косякова, уже на поздней стадии беременности, и просит сделать аборт. Показаний медицинских для этого нет, а она — в слезы и кричит, что не хочет этого ребенка. Оказалось, что жила с мужчиной в гражданском браке, теперь он ее бросил, а у нее ни жилья, ни нормальной зарплаты, да и психологический, видите ли, кризис... А чем же провинился ребенок, и почему так часто мы думаем задним числом?

Другая крайность: «неблагополучные» многодетные семьи, где малыши появляются на свет один за другим, хотя семья не имеет надлежащих материальных и жилищных условий. Бесплатные контрацептивы, которые медики предлагают такими супругами, — пока один из основных способов предотвратить подобные ситуации.

Говорить можно со всей определенностью: репродуктивное здоровье нации — это целый комплекс проблем, которые требуют решения: проблем и социальных, и экономических, и кроющихся глубоко в нашем подсознании. Поэтому комплексные национальные программы в области медицины преследуют цель привлечения к совместной деятельности в этом направлении широкого круга общественных институтов. В частности, это касается определенных мер для поощрения женщины к материнству. Так, на сегодня, рассказывает Валентина Косякова, делается все, чтобы упростить для женщины сам процесс постановки на учет по беременности, чтобы она не была вынуждена ходить по всем медицинским кабинетам: необходимые сведения о состоянии здоровья будущей матери теперь фиксируются семейными врачами, а там, где их нет — терапевтами. С недавнего времени увеличен размер одноразовой помощи при рождении ребенка. Стоит вспомнить также о том, что сегодня, чего раньше не было, право на оплату декретного «отпуска» имеют и домохозяйки — неработающие женщины. Соответствующие выплаты осуществляет собес.

ЕСЛИ «ЗАПРЕЩЕННЫЙ ПЛОД» НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕТИТЬ...

К положительным тенденциям можно отнести и сотрудничество сумских медиков с рагсами. Молодоженам, прежде чем они вступят в брак, предлагается пройти обследование и получить консультацию специалистов. Консультацию отнюдь не лишнюю, потому что значительная часть невест одевают свадебную фату, уже будучи беременными.

Для того, чтобы понятие «планирование семьи» не было для молодых людей пустым звуком, сегодня делается очень много. Лекции, консультации, разъяснения — словом, профилактическая работа, которую ведут медики и психологи в школах и вузах. Она уже приносит свои плоды. Скажем, за последние годы значительно уменьшилось количество абортов. Если на тысячу женщин детородного возраста еще в 1999 году в Сумской области их приходилось 38,7, то уже в 2001-м — 19,2, т.е. вдвое меньше. Более чем наполовину уменьшился этот показатель и у девушек-подростков. Валентина Косякова говорит, что по сравнению с первым кварталом прошлого, в нынешнем году пришлось меньше прерывать беременность на поздних сроках, а значит, меньше угрозы здоровью женщин.

По словам заведующей Сумским центром планирования семьи Виктории Краснокутской, сегодня подростки все чаще обращаются за разъяснениями по вопросам половой сферы еще до того, как начинают половую жизнь. Вооружать подрастающее поколение такими знаниями нужно, начиная с детства, соглашается и областной дерматовенеролог Тамара Емец. Готовить будущих родителей и матерей постепенно, чтобы информация о «запретном плоде», запретить который, однако, нереально, доходила до тинейджеров не изуродованной и искаженной. И ответственность за это несет в первую очередь семья, а потом уже педагоги и врачи. Засилье на телеэкране фильмов, пропагандирующих сексуальную свободу и раскованность, доступность порнографии во всех ее формах, конечно, не способствуют формированию модели поведения, в основе которой лежала бы моральная чистота и сдержанность. То, что подростки вступают в половые отношения психологически незрелыми, приходится принять как факт. И сделать все для того, чтобы они были, во всяком случае, защищены от возможных последствий, например, венерических болезней и незапланированной беременности. Но это не значит ограничиться тем, что положить в карман сына презерватив. (Много ли мам сегодня «доросли» до этого? Об аисте, приносящем детей, современные подростки знают иногда больше своих мам и пап.) Не менее важно как можно раньше привить молодежи ценности супружеской жизни. Иначе личность будет формироваться под воздействием песенок вроде: «Я беременна, это временно». И как тогда убедить, что семья, супруг или супруга, а тем более ребенок — это навсегда?

ВТОРОЕ «ПОКОЛЕНИЕ» БРОШЕННЫХ

Одна из горьких сторон нашей сегодняшней жизни: с каждым годом растет количество социальных сирот. Только в Сумской области их более трех тысяч. Тех, от кого родители отказались или суд лишил родительских прав. Вырастая вне семьи, пусть даже в лучшем из интернатов, смогут ли эти дети в будущем создать свою полноценную семью? Смогут ли понять, что такое ответственность за собственных детей?

Не помню случая, чтобы так щемило сердце, как во время посещений Сумского дома малютки. Тогда был праздник Нового года, и воспитатели заботливо одевали в маскарадные костюмы двух- трехлетних «заек» и «снежинок». Когда они немного подрастут, то, скорее всего, попадут в Веретиновскую школу-интернат, где работают не менее чуткие люди, и где количество детей сегодня перевалило за триста. И не всем повезет так, как воспитанникам семейных детдомов (их в Сумской области девять, работают уже продолжительное время, но только почему-то не становится их больше). Потому что даже «железной» Ольги Нени, которая имеет целую кучу «своих» детей (вообще их у нее, и уже взрослых, и еще маленьких, взятых на воспитание давно и недавно, аж 25), — ее на всех не хватит. Других таких мам тоже по пальцам можно пересчитать. И каждой стоит памятник еще при жизни поставить за терпение и мужественность. Однако они в ответ на это всегда говорят: поставьте, мы его на металлолом сдадим и купим что-нибудь для детей. Зато их дети знают, что такое семья. И девочки, в отличие от своих интернатовских сестер, умеют и салат нарезать, и печенье испечь... А вот дом малютки все не пустеет. И появляются там дети уже второго «поколения», дети тех, кого в свое время тоже здесь оставили...

ИРИНО «АМЕРИКАНСКОЕ» СЧАСТЬЕ

Кое-кому из этих крошек счастья таки улыбнется. Например, Ирочке. От нее мама отказалась еще в родильном доме из-за тяжелой врожденной патологии. Усыновить больного ребенка отважится далеко не каждый. В то же время таких детей проще усыновлять иностранцам. За Ирой уже в четыре месяца приехала молодая пара из Соединенных Штатов Америки. Супруги не могли иметь собственных детей. Ира же была в таком тяжелом состоянии, что врачи дома малютки специально ездили в Киевский институт кардиохирургии за разрешением на перелет. Но будущая мама настолько прикипела сердцем к ребенку, что сказала: «Если врачи не позволят лететь самолетом, я готова на телеге ехать через океан». К счастью, после обследования Ире позволили перелет. В США ей сделали первый этап операции на сердце, впереди второй. Но уже сейчас угрозы ее жизни нет. Родители счастливы. Воспитатели — тоже. Стол главного врача Сумского дома малютки Галины Литвиненко просто завален письмами и снимками счастливых семей, куда попали маленькие сумчане.

Такая она — жизнь. Кто-то берет на себя ответственность, кто- то, наоборот, — избегает. Как часто эгоизм одного человека становится причиной страданий другого... Вспоминается случай, когда в соседнем селе повесилась одиннадцатилетняя девочка. Мать ее была законченной алкоголичкой. И она, и сожитель имели одно общее увлечение — водку. Ради бутылки в жертву приносилось все. В доме, заброшенном и ободранном, зимой было холодно, а летом грязно. Девочка, как могла, терпела постоянные попойки и грубость. И еще — постоянный голод. Потому что те продукты, которые предоставляла социальная служба или которыми из жалости делились соседи, вскоре опять же пропивались. А был еще и маленький 2-летний братик.

Однажды, после того, как пьяный отчим ее в который уже раз избил, девочка накормила плачущего малыша, растопила в избе печь, чтобы ему было не холодно и... повесилась. Пьяная мать спала здесь же, на печи...

* * *

Чья вина в том, что материнство так часто становится для женщины не только призванием, но и большим испытанием? Виноваты ли в этом время и социально-экономические факторы, или же индивидуальные, человеческие качества? Можем, отвечая на вопрос, реально ли сегодня воспитать настоящую мать, приводить различные аргументы, учитывать различные обстоятельства, а их очень много. Однако, беря на себя смелость, хотела бы не выделять из них первостепенные. Потому что, хотя и не у всех хватает сегодня денег на памперсы, но ведь наше поколение как-то выросло и в пеленках. Потому что не все семьи желают обременять себя двумя- тремя детьми, хотя материальное положение вполне позволяет. Потому что не можем не учитывать чернобыльское «наследие» и другие причины ухудшения здоровья наших женщин. Как и преждевременную, но неполную «взрослость» подрастающего поколения. Дети тем временем продолжают рождаться, несмотря на все проблемы мира сего. Другое дело — как встретит их этот мир?

Алла АКИМЕНКО, Сумы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ