Украинский парламент вчера с редким, более чем конституционным единодушием («за» — 352 голоса!) принял закон о налоге на доходы физических лиц, которым установил ставку этого налога (независимо от дохода) в размере 13%. (Сейчас ставка налогообложения доходов физлиц определяется по шкале от 10 до 40%). Новая ставка будет действовать с 1 января 2004 года до 1 января 2007 года, после чего вырастет до 15%.
Законодатели также позаботились о том, чтобы от этого нововведения не пострадали наименее обеспеченные слои населения, для которых до настоящего времени действовала меньшая, чем вводится ныне, ставка (10%). С этой целью введена так называемая налоговая социальная льгота, заменившая собой действовавшее ранее понятие необлагаемого налогового минимума (сейчас он составляет 17 грн.). Такую льготу получает каждый гражданин Украины в размере, равном одной минимальной зарплате (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года. Но вводиться этот термин будет постепенно. На переходный период устанавливаются такие размеры этой льготы: в 2004 году — 30% от суммы минимальной заработной платы (сейчас 185 грн., но с декабря 2003 г., скорее всего, она будет повышена до 237 грн.), в 2005 г. — 50%, в 2006 г. — 80%, в 2007 г. — 100%.
Кроме того, закон устанавливает повышенный размер налоговой социальной льготы (150%) для налогоплательщиков, являющихся, в частности, одинокими родителями (в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет). Такая же льгота устанавливается для инвалидов 1—2 групп, студентов, учеников, военнослужащих срочной службы, лиц, пострадавших от Чернобыльской катастрофы.
Наряду с повышением жизненного уровня населения долгожданный закон (разговоры о нем идут уже на протяжении нескольких парламентских сроков), как известно, направлен и на вывод зарплат из так называемой «тени». Можно ли надеяться, что эта цель будет достигнута? Отвечая на этот вопрос, заместитель председателя Союза налогоплательщиков Украины Александр Нарбут сказал «Дню»: «Радоваться пока рано». Скептицизм эксперта вызван прежде всего тем, что украинское законодательство до сих пор отличалось небольшими «сроками жизни». Кроме того, эксперт отметил, что для обеспечения выхода зарплат из «тени» одновременно с данным законом следовало также принять и пакет законов о так называемых социальных налогах, закрывающих, в частности, проблемы пенсионного обеспечения. Чтобы задача была решена и все субъекты хозяйствования попали в достаточно корректные условия и в результате могли платить зарплаты официально, как утверждает Нарбут, должны быть также уменьшены социальные налоги (сейчас они приближаются к 40% фонда зарплаты предприятия. — Авт. ).