Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Приглашение в «позицию»

9 апреля, 2003 - 00:00

Месяц фотографии в Киеве набирает обороты. Темп безумный, картинки меняются с калейдоскопической скоростью, остается только удивляться ловкости организаторов, которые ежедневно должны открывать до пяти выставок (всего их будет 52). Планы также приличные: фотобиеннале планируют проводить каждые два года. Одна из самых заметных на сегодняшний день экспозиций — в столичной городской галерее искусств «Лавра». Там предлагается ни что-нибудь, а «Позиция. > 20 киевских фотографов».

Здесь собраны все самые лучшие. Понятно, что «все» — это преувеличение, особенно учитывая критерий самооценки и физические грани возможного. Хотя на размер зала сетовать не приходится — «Лавра» не маленькая галерея. Единственная проблема, с которой сталкивается зритель — это идентификация концепта. Обнаружить принцип, по которому подобраны именно эти авторы и именно эти роботы, очень нелегко. На самом деле любой взгляд, особенно если это взгляд профессионала, независимо от его профессиональной принадлежности, можно подогнать под определение «Позиция». Позиция есть у врача, милиционера, художника, налоговика, политика, журналиста наконец. Фиксирование действительности на фотопленку или электронную матрицу также является позицией, особенно если выбрать удачную позу, экс- и диспозицию... Но это никоим образом не понижает качественный уровень работ, который, безусловно, очень высок.

Не прибегая к категорическим обобщениям, можно сказать, что все художники работают с контрастами: ситуация — эмоции, действительность — стереотипы, бутафория — реальность. Черное — белое. В фото это основное. Так, Наталья Бенционова предлагает выдержку из серии «Afterparty»: левая половина картины изображает блестящую молодежную вечеринку, а правая — настоящие горы мусора за крашеной пластиковой стеной, играющей роль стенки бара. Что из этого реальнее — временная пирушка или грязь с огромным периодом распада? Александр Гляделов традиционно на высоте: проекты «Лишние» (отверженные дети), «Здесь и теперь» (СПИД, наркомания), «Без Родины» (чеченские беженцы в Ингушетии), «Без маски» (человек, тюрьма, туберкулез). Каждая из этих фотографий держит сознание в очищенном состоянии, когда оно не перегружено фальшью телевизионной пропаганды. Это честность.

Андрей Горб также интересуется судьбой конкретного человека, а не счастьем масс — например мужчины перед стройным рядом штурмовых милицейских щитов и роем палок из серии «Оппозиция». Серия «Батюшка» от Геннадия Минченко показывает нам похороны, исповедь, крещение младенца. Всем этим занимается один человек. Шокирующие, как на посполитый взгляд зрителя, фото Виктора Суворова имеют красноречивое название «Роды и аборты». Здесь можно ставить вопрос о нравственности, этичности, грани цинизма и тому подобное. А можно просто посмотреть. Во избежание ошибок, для собственной «позиции».

Но далеко не все работы имеют минорное настроение. Такого Олега Скрипку (серия «Концерты») не увидишь больше нигде. Известный певец имеет невероятную мимику — рот как будто сбоку. Впечатление такое, что солист «ВВ» неосторожно высунулся с иллюминатора взлетающего «Боинга». Непременный баян, яркая рубашка и фантастический «фейс» вызывают 100% улыбку у всех зрителей. Рядом — образец музыкального вкуса Михаил Поплавский, который впился в губы танцовщицы. Эту почетную роль у Михаила Михайловича выполняют его студентки — дешево (бесплаттика). Герой совсем иного штыба предстает перед нами через объектив Николая Троха: в серии «Наши» мастер зафиксировал знаменитого режиссера Романа Виктюка в обществе трех весьма колоритных дам.

Игорь ОСТРОВСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ