Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Турпоездка» за бесправием

За рубежом работает каждый пятый трудоспособный украинец
3 апреля, 2003 - 00:00

Подобные истории из жизни, которые, увы, в отличие от этой, заканчивались трагедией, можно отыскать на каждой странице объемного доклада Уполномоченного ВР по правам и свободам человека, который вчера презентовали в парламенте. Неоднократно и «День» рассказывал о «наших за рубежом». Вспомнить только застреленного польским полицейским Сергея Кудрю или моряков теплохода «Фунда». Лишь в Португалии за последние два года было зарегистрировано 500 смертей наших соотечественников. Не говоря уже о трудовых увечьях, данные о которых, по словам Уполномоченного ВР Нины Карпачевой, старательно замалчиваются, в первую очередь, самими пострадавшими, которые не знают своих прав. В случае же смерти мигранта особого рвения у местных правоохранительных органов расследовать дело не наблюдается. Так, скажем, совсем недавно в Греции смерть украинской девушки, не долго думая, зарегистрировали как самоубийство. И обычно если в краткие сроки (в некоторых странах в течение суток) близкие не реагируют, то вполне вероятно, что тело используется в исследовательских целях.

Условия, в которых протекают трудовые будни украинских мигрантов, поистине могут сравниться с военными — недаром во многих населенных пунктах на заработки провожают подобным образом. По данным исследований, проведенных Министерством труда и социальной политики, две трети трудовых мигрантов работают по 10 часов в день, а некоторые на тяжелых производствах — даже по 18. Живут в строительных вагончиках или в тесных комнатах, куда «набивается» по 15 человек. Опасаясь «разоблачения» и депортации, бывает, что выходят из дому только по ночам. И понятно, что будучи в стране нелегально, в тяжелых случаях не ищут поддержки в консульских отделах. По данным исследований, лишь 11,6% трудовых мигрантов заключают письменный договор с работодателем, да и то в четвертой части случаев впоследствии его не придерживаются. Например, в Греции было зафиксировано множество случаев, когда, проработав год, мигрант не получал ни копейки. А недавно к Уполномоченному обратилась женщина, которая от знакомых, побывавших в Чехии, узнала, что ее сына там избили, но никто не хочет предоставить ему даже элементарную медицинскую помощь. И все потому, что законодательство многих стран не признает за иностранцами, проживающими в стране временно, право на медицинские услуги. Повлиять на ситуацию могли бы двухсторонние соглашения с теми странами, в которых больше всего украинцев, но для этого необходим так называемый миграционный паритет. Исходя из того, что с Европой в этом вопросе у нас связи преимущественно односторонние, подобные попытки шансов на успех имеют маловато.

С одной стороны, изложенные вчера Уполномоченным факты не являются ни для кого откровением. Но в то же время, согласно различным экспертным оценкам, на трудовых заработках находится на данный момент от 2 до 7 млн. украинцев. Несогласовка в цифрах объясняется отсутствием мониторинга и несоответствием данных тех или иных служб. Скажем, Госкомграница заявляет, что на протяжении 2000—2002 годов из Украины в Португалию выехало лишь 105 украинцев. Зато португальские СМИ, ссылаясь на местные органы учета мигрантов, утверждают, что там пребывает 200 тыс. украинцев. И в основном «просачиваются» они под видом обычных туристов.

К слову, по неофициальным данным, 85% всех мигрантов именно таким образом и выезжают. Фирмы оформляют туристическую визу без нужных документов и разговаривают с клиентами приблизительно одинаково: «Вы выезжаете как турист, а о трудоустройстве позаботимся мы». Подобный ответ услышал и житель Полтавской области Алексей, выезжая на заработки в Италию. Заплатив 800 долларов за услуги фирмы, он остался в чужой стране без денег и работы. Как рассказывает Нина Карпачева, нередки случаи, когда непосредственно у цели украинцев встречают их же соотечественники. На больших вокзалах обычно работают группы, которые на родном украинском требуют у новичков плату за «использование территории». Будучи нелегалом, никто, разумеется, в полицию жаловаться не идет, ведь это грозит депортацией. О процветании «туристического» бизнеса свидетельствует и тот факт, что лишь за последние два года из 749 фирм, занимающихся трудоустройством за рубежом, лицензии лишили половину.

Тем не менее, на сегодняшний день за рубежом работает каждый пятый трудоспособный украинец. По данным социологического опроса, проведенного центром «Женские перспективы», к миграции подталкивает, в первую очередь, низкая заработная плата (52,8%), безработица (31,7%) и необходимость возвращения долгов (29,7%). Одна и украинских девушек в Греции в откровенной беседе с украинским Уполномоченным сказала: «Если бы на родине я получала хотя бы 200 гривен в месяц, я никогда бы не поехала туда, где меня унижают».

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ