Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Виктор ПИНЗЕНЫК: Мы не ведем переговоров о едином кандидате

26 марта, 2003 - 00:00


В разговоре с корреспондентом «Дня» лидер партии «Реформы и порядок» Виктор Пинзенык опроверг заявление Тараса Чорновила об опасности раскола в блоке «Наша Украина», посоветовав своему коллеге не выносить подобные дискуссии за пределы фракции. Однако признался, что во фракции идут очень острые дебаты по многим вопросам. Впрочем, относительно необходимости бороться за президентское кресло для своего лидера все нашеукраинцы солидарны. Другое дело — для чего это им нужно.

— В прошлый четверг во время голосования по отправке в Кувейт украинского батальона РХБ-защиты оппозиция не продемонстрировала единой позиции. Призыв Виктора Ющенко проголосовать «за» для кое-кого был несколько неожиданным. Мнения в вашей фракции разделились. Почему?

— Как видно по результатам голосования, позиция «Нашей Украины» не была однозначной. Часть депутатов проголосовала «за», потому что нужно было считаться с фактом, что война началась. Нужно было принимать решение, окажет ли Украина помощь пострадавшим людям, которые не являются участниками военных действий.

— Пытался ли Президент — известно, что накануне он встречался с Виктором Ющенко — убедить вашего лидера повлиять на фракцию, чтобы она поддержала решение об отправке батальона?

— Насколько мне известно, это не было предметом разговора.

— Как сказался на отношениях «Нашей Украины» и КПУ скандал вокруг бюджета?

— Я не знаю, чего здесь больше — проблем, связанных с нормами регламента и их выполнением, или политиканства. По-видимому, хватает и того, и другого.

— Можно ли говорить, что после инцидента с обвинениями в фальсификации бюджета в адрес представителей «Нашей Украины» со стороны лидера КПУ Петра Симоненко сотрудничеству блока Виктора Ющенко с коммунистами — конец?

— «Наша Украина» положила в парламенте начало хорошему делу — контактам со всеми политическими силами. Если вы вспомните начало работы, то впервые в истории украинского парламентаризма фракция «Наша Украина» вела переговоры со всеми фракциями, пробуя найти точки соприкосновения. Нам жаль, что звучат такие высказывания. Но это не значит, что мы не будем искать там, где наши интересы совпадают, общих позиций. И не только с фракцией КПУ.

— Президент Украины Леонид Кучма заявил, что готов к всестороннему обсуждению различных аспектов политической реформы со своими оппонентами. На что из предложенного Президентом «Наша Украина» готова согласиться?

— Я не думаю, что по вопросу политической реформы можно вытягивать одну какую-то часть и считать, что по ней можно договориться. Потому что если эта часть не является элементом целостной конструкции, такие изменения ни к чему не приведут. Есть определенные принципы изменений, на которых мы настаиваем: чтобы народ был причастен к формированию власти, чтобы был устранен разрыв между выборами и формированием правительства, чтобы между правительством и парламентом было тесное взаимодействие, чтобы функционирование власти было прозрачным. Исходя из этого, мы выступаем за формирование большинства по результатам выборов, большинство должно формировать правительство и создавать единую с ним конструкцию. Эффективность этой системы возможна только при условии пропорциональной системы выборов.

— Вы считаете осуществление политической реформы до президентских выборов возможным?

— Пока что имеющийся расклад сил не позволяет говорить о том, что удастся осуществить тот или иной вариант реформы. Не хватит голосов для конституционного большинства. Хотя время может сделать свое дело.

— Возможен ли совместный законопроект по политической реформе от оппозиционной «четверки»?

— Проект возможен, но под вопросом, удастся ли его провести через парламент. Для этого нужно, опять же, конституционное большинство.

Реформа системы власти была возможна в условиях заключения масштабного договора, о котором говорила «Наша Украина» с самого начала. В качестве элемента договора предлагалась политическая реформа. Если бы такая конструкция была выстроена, если бы подписалось большинство политических сил, тогда можно было бы говорить о политической реформе до президентских выборов.

— На прошлой неделе правительство официально направило в парламент программу своей деятельности. Как вы оцениваете этот документ?

— Фракцией мы его еще не обсуждали. На мой взгляд, документ носит декларативный характер, не формулирует четко цели и не определяет инструменты их достижения.

— Ведет ли сегодня «НУ» переговоры о создании большинства со своим участием?

— Нет, таких переговоров «Наша Украина» сейчас не ведет.

— Рассматривает ли «НУ» создание большинства со своим участием одной из своих задач до президентских выборов?

— Мы не рассматриваем это как задачу. Для нас никогда не было самоцелью формирование большинства. Для нас важнее, чтобы большинство и портфели были производным от определенных целей. Поскольку каких-то договоренностей политического характера, зафиксированных письменно, не существует, то невозможно говорить и о вхождении «Нашей Украины» в большинство.

— Осенью, когда такие переговоры ваша фракция вела, очень было много разговоров в прессе о контактах «Нашей Украины» с «Регионами Украины». Эти контакты — инициатива только политиков, или под этим есть какая- то финансовая мотивация, скажем, к такому сотрудничеству толкает бизнес, который поддерживает ваши партии?

— Фракция руководствуется в первую очередь политическими целями. Почему разговоры шли в первую очередь с «Регионами» и «Трудовиками» — потому что это крупные фракции. Это совсем не означало, что «Наша Украина» не готова была договариваться и даже подписывать соглашения с другими фракциями и группами. Но любые переговоры начинаются с определенного ядра консолидации. По существу, три наших фракции могли быть основой большинства, но в этом большинстве могло оказаться и значительно больше фракций. Каких-то исключений по причинам неидеологического характера мы не делали.

— Будет ли «Наша Украина» предпринимать попытки договориться с «Регионами» о едином кандидате?

— Ставить вопрос о таких договоренностях сейчас нет никаких оснований. «Наша Украина» сегодня не ведет переговоров по определению единого кандидата. Этот преждевременный вопрос.

— Рейтинг в двадцать с чем-то процентов — недостаточен для победы на президентских выборах. В то же время, как показывают данные социологических исследований, рейтинг Виктора Ющенко в последнее время не растет, по некоторыми данным — даже снижается. Как вы собираетесь решить эту проблему?

— Мы удовлетворены тем, что рейтинг стабилен на протяжении довольно длительного времени. То, что есть определенные колебания, мы хорошо знаем и отслеживаем тенденции. Давайте поставим вопрос в другом ракурсе. По существу, Виктор Ющенко остается единственным политиком, который на протяжении двух лет имеет самый высокий рейтинг. Мы понимаем, что есть вопросы, которые нужно решать, но есть команда, которая работает над подобными вещами.

— Много говорят о возможном согласовании общего кандидата между «Нашей Украиной», БЮТ и СПУ. Для «Нашей Украины» подобное согласование является необходимостью, данью вежливости, еще чем-то?

— Я не могу сейчас говорить о том, с кем это будет согласовываться. Но «Наша Украина» непременно будет искать союзников. Мы будем привлекать широкий круг партнеров. Неправильно было бы ограничивать его только партнерами по «тройке».

— Недавно член вашей партии Тарас Чорновил высказал неудовлетворенность непоследовательностью и невразумительностью политики руководства блока, а также заявил о возможности выхода из фракции определенной части членов «Нашей Украины». Вы разделяете точку зрения господина Чорновила?

— Во-первых, «слухи о смерти несколько преувеличены». Никто из фракции выходить не собирается. Однако во фракции есть различные позиции, мнения, и мы считаем, что это нормально. Мы проводим очень острые дебаты по многим вопросам. Чем больше мнений, позиций, аргументов, тем больше возможностей принимать взвешенные решения. Единственное, что хотелось бы, — так это чтобы все члены фракции поняли, что лучший способ выработки позиции — внутрифракционные дискуссии, а не дискуссии за рамками фракции.

— Допускаете ли вы возможность выхода Чорновила из фракции?

— Я не хочу опережать решение. Считаю, что этого не будет. Хотелось бы, чтобы все члены фракции реально оценивали ситуацию и собственные возможности. И не забывали, что только командой можно чего-то добиться. Радикализм Тараса Чорновила хорош. Во многих вещах он подталкивает к нормальной дискуссии. Но никто не имеет права на истину в последней инстанции. Когда кто-то из фракции считает свою позицию единственно верной, я считаю, что это неправильно. В любом случае пытайся прислушиваться к мнению другого.

— В прессе часто встречаются версии о том, что в «НУ» существует жесткая конкуренция за влияние на лидера. Как бы вы могли все это прокомментировать?

— Я никогда не скажу, что у кого-то есть монополия на влияние. Ющенко встречается с десятками политиков. У меня нет оснований говорить о том, что он вырабатывает рекомендации или проекты решений под влиянием одного или двух человек. Принимаемые решения являются продуктом очень многих консультаций и дискуссий.

— Есть ли основания говорить об определенном соревновании в верхах блока за «доступ к телу» вашего лидера, — как это следует из слов господина Чорновила?

— Я подобных вещей не понимаю, и мне их слушать неприятно. Я никогда не предпринимал и не буду предпринимать попыток «доступа к телу». Считаю, что моральные основы у людей достаточны для того, чтобы это не было для фракции предметом соревнования. Ющенко встречается не только с руководителями партийных групп фракции, но и с отдельными депутатами, и не только из среды «Нашей Украины».

— Что вы думаете по поводу идеи законодательных гарантий неприкосновенности главы государства после того, как он покинет свою должность?

— Фракция не поднимает этот вопрос.

— «Наша Украина» заявила о намерениях провести 29 марта свой съезд депутатов всех уровней. Какова его цель, что планируется обсудить, какие документы принять?

— Не будем опережать события. 20% мест будет выделено для прессы. Это не будет форум «Нашей Украины». Его проводит «Наша Украина», но туда приглашаются представители всех тех сил, которые исповедуют идеологию «Нашей Украины».

— Будет ли решаться вопрос о стратегии «Нашей Украины» на президентские выборы?

— Съезд проводится для дискуссии. В том числе и для выработки определенных стратегических вещей. Мы дадим возможность людям высказать позицию и на основе этого будем принимать решения.

— Планируется ли в ближайшее время съезд ПРП?

— Да, у нас будет съезд, ориентировочно в мае или июне. Это плановый съезд. Мы хотим видеть новую стратегию партии как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективу.

— Как насчет перевыборов главы партии?

— Если возникнет такой вопрос, то он будет решаться демократично.

Владимир СОНЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ