Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Трудное решение

Парламент позволил украинским солдатам спасать мирное население Кувейта
21 марта, 2003 - 00:00

Верховная Рада дала согласие на отправку украинского батальона радиационной, химической и бактериологической защиты в Кувейт. За ратификацию соответствующего соглашения между Киевом и эль-Кувейтом проголосовало 258, против 121 из 403 депутатов, зарегистрированных в зале. За закон об одобрении решения Президента Украины об отправке контингента в Кувейт проголосовали 253, против также 121 из 401 депутата.

Принятие окончательного решения парламентариям далось трудновато. Оппозиционеры то и дело выкрикивали «Ганьба». Спикеру же не оставалось ничего другого, как успокаивать депутатскую публику, призывая коллег к политической культуре. Иногда казалось, что парламент ни за что не согласится на представление об отправке украинских солдат в беспокойный регион. Тем более, учитывая вчерашнее начало военных действий в Ираке. Непросто складывалось у парламентариев с обсуждением. В большинстве случаях получалось, что депутаты путали грешное с праведным, смешивая вместе свое отношение к военному развитию событий с вопросом помощи мирному населению в другой стране. Мнение противников отправки батальона в Кувейт сводилось к тому, что отправка военных в регион автоматически переводит Украину в разряд государств, поддерживающих агрессию против Багдада. Сторонники, наоборот, убеждали, что ни о каком участии украинского батальона в боевых действиях речь не идет. «Стоит ли игнорировать нам чужую беду? Не окажемся ли мы в стороне от международных процессов? Следует ли нам пользоваться принципом «моя хата с краю?» — спрашивали одни. «Почему для американцев важно участие наших 523 солдат? Кто будет финансировать отправку и пребывание батальона? Не окажется ли Украина перед лицом угрозы терроризма, если направит солдат?» — парировали другие.

Выделялись среди прочих выступления секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгения Марчука, который, соответственно, обосновывал целесообразность отправки военных, и председателя парламентского комитета национальной безопасности и обороны Георгия Крючкова, который обращал внимание на угрозы, связанные с отправкой 19-го батальона в Кувейт. Антагонизм их позиций полностью вплетался в канву непростого расклада депутатских настроений во всем зале. «Украина должна подтвердить свои международные обязательства и на деле, а не словах выполнить гуманитарную миссию, оказав помощь Кувейту... Разве можно считать деятельность Красного Креста во время войны участием в боевых действиях?» — призывал господин Марчук парламентариев к здравому смыслу. «Наш батальон будет выполнять спасательные задачи, а не штурмовые», — подчеркнул секретарь СНБОУ. На упреки, якобы украинское решение может вызвать раздражение нашего северо-восточного стратегического партнера, Евгений Марчук ответил: «Украина способна самостоятельно решать сложные вопросы международной жизни без согласования позиции с Москвой.

Внимательные наблюдатели за европейской политикой могли бы очень серьезно посмотреть, какую игру ведут сегодня та же Россия, Франция, Германия». «Как реагирует Украина, украинская власть, парламент на то, что Россия в связи с событиями в Ираке с 1 апреля на 40% поднимает пошлину на нефть», — спросил секретарь СНБОУ, обращаясь к депутатам. Георгий Крючков в свою очередь оппонировал, что «отправка батальона не отвечает национальным интересам Украины, а наоборот, ставит их под угрозу. После Ирака будет Иран, потом — Северная Корея. И Украина может не избежать подобной участи». Господин Крючков, кроме прочего, обратил внимание на нелегитимность обращения Кувейта к Украине. По его словам, оно стало возможным только после нескольких неудачных попыток Соединенных Штатов найти страну дислокации нашего батальона. «Не мы проявляли готовность. Нас заставило это сделать всем известное государство», — подчеркнул политик. Георгий Крючков, кстати, в силу занимаемой должности, входит в состав СНБОУ. Насколько известно, во время заседания Совета нацбезопасности в феврале он с одобрением отнесся к отправке батальона...

Наряду с «глобальными» вопросами войны и мира, к которым депутаты обратились с явным опозданием, звучали вполне конкретные, касающиеся непосредственно дела. Во-первых, кому будут подчинены украинские военнослужащие. У многих возникали опасения относительно их подчиненности американскому командованию. Во- вторых, депутатов волновал вопрос финансирования батальона. По поводу статуса батальона Евгений Марчук отметил, что руководство украинскими военными будет осуществляться исключительно Генштабом Вооруженных сил Украины. Он отметил, что уже отработан соответствующий алгоритм. «Какую бы команду не получил начальник украинского РХБ-батальона от военнослужащих или командующих воинских частей других стран, он не может ее выполнять без согласования с Генштабом», — подчеркнул секретарь СНБОУ. Финансирование же, по его словам, должно осуществляться из средств госбюджета. «Если Украина приняла решение об отправке батальона, то она не должна заниматься бартером или выпрашиванием», — подчеркнул Евгений Марчук. При этом он отметил, что на основании соглашений с Кувейтом и другими странами существует договоренность о возмещении расходов госбюджета по транспортировке батальона. Господин Марчук напомнил, что всего потребуется осуществить 89 рейсов транспортными самолетами Ил-76, для чего необходимо 32 млн. грн.

Имел право высказать свою позицию представитель каждой парламентской фракции. Категорически против отправки батальона выступили БЮТ, СПУ и КПУ. Депутаты из «Нашей Украины» голосовали фактически в свободном режиме (44 народных избранника проголосовало «за»). В целом же разнобой высказываемых мнений одних депутатов под аккомпанемент оскорбительных возгласов других в конечном итоге и дал результат — 532 украинских военных отправятся в Кувейт...

КОММЕНТАРИИ

Игорь ХАРЧЕНКО, заместитель государственного секретаря МИД Украины:

— К сожалению, существующие в мире структуры, на которых возложена ответственность за поддержание международного мира и безопасности, не смогли сделать так, чтобы этот мир был сохранен. Украина всегда настаивала на необходимости мирного урегулирования иракского кризиса с максимальным использованием политико-дипломатических средств. Как видим, эти средства не сработали. Очевидно, что в таких условиях нужно внимательно посмотреть на систему Организации Объединенных Наций. В этом и скрыт основной риск для международного сообщества. Вопрос рисков для Украины рассматривался три дня назад на заседании Совета национальной безопасности и обороны. Конкретно говорилось о рисках в случае худшего сценария развития событий, который мир и получил. Члены СНБОУ были проинформированы о тех мерах, которые сегодня предпринимаются по линии пограничных войск, Службы безопасности Украины, МВД, МЧС. Представители силовых ведомств сообщили о готовности своих служб для работы в условиях повышенного риска. Сейчас мы не можем говорить о существовании каких-либо чрезвычайных угроз, исходивших от неконтролируемых источников. Верховная Рада Украины приняла довольно сложное решение, которое полностью отразило разделение общественного мнения. Аргументы, высказанные представителями исполнительной власти, как мы поняли, нашли отклик у части депутатского корпуса. Звучала также критика. Она абсолютно понятна с точки зрения и политики, и эмоций и т. п. Однако, хотел бы заметить, что ни в одном парламенте мира подобное решение не принималось без сложного обсуждения и дискуссий. Вспомните Турцию, которая решала, разрешить ли размещение на своей территории иностранных войск, Венгрию, принимавшую решение о предоставлении воздушного коридора. Следует учесть, что эти государства — члены НАТО. Украина же еще не совсем близка к тому, чтобы называть себя членом НАТО. Но тем не менее, у нас принято решение с четкой формулировкой об оказании помощи другому государству в случае применения против него оружия массового уничтожения. Миссия украинского батальона — прежде всего — гуманитарная. Хотел бы повторить и отметить: Украина не входит в так называемую антииракскую коалицию.

Борис АНДРЕСЮК, фракция СДПУ(О):

— Эксперты считают, что возможная отправка батальона в Кувейт несколько усилит напряжение в мусульманских общинах Украины. Однако подобное предположение носит весьма гипотетический характер. Тем более, что Украина отправляет батальон по приглашению суверенного государства Кувейт, а не Ирака. Отправляет его исключительно с гуманитарной функцией, для оказания помощи гражданскому населению другого государства. С этой точки зрения мы не предвидим каких-либо угроз. Наш батальон не будет вести боевые действия. Это категорически запрещено и соответствующим законом, и межгосударственным соглашением. Верховная Рада приняла такое решение, потому что это обязанность Украины как государства, которое является одним из соучредителей ООН. В Уставе ООН четко определено, что государства Организации должны оказывать помощь в случае просьбы какой-либо страны. Мы четко идем в международно- правовом измерении. Каких-либо экономических или политических выгод от этого Украина не ищет, поскольку мы ставим в качестве главных — исключительно гуманитарные и человеческие цели. К нам обратилось другое государство за помощью, поэтому мы откликнулись на эту человеческую боль.

Владимир ГОРБУЛИН , помощник Президента Украины по вопросам национальной безопасности:

— Верховная Рада продемонстрировала, что способна принимать ответственные политические решения. Принятый нами документ означает, что Украина стала на защиту мирного населения Кувейта, которое может стать жертвой использования оружия массового уничтожения. Тем самым Украина показала, что она — цивилизованная страна.

Петр СИМОНЕНКО, фракция КПУ:

— Те, кто проголосовал за отправку батальона, взяли на себя ответственность заявить, что Украина находится в состоянии войны с Ираком. Мы, коммунисты, будем проводить акции протеста против войны. Украина является основательницей Организации Объединенных Наций, и как никто другой, должна была бы руководствоваться решениями этой организации. Что бы ни говорили о назначении батальона, он будет стоять на стороне агрессивных намерений США, начавших войну против народа Ирака. Сегодня бомбят Багдад, и погибают тысячи мирных людей.

Владимир БОНДАРЕНКО, политолог:

— Лично я считаю, что мы поспешили. Однако решение Верховной Рады об отправке батальона состоялось, и этим все сказано. Хотелось бы верить, что украинским ребятам все-таки не придется столкнуться с радиацией, химическим или бактериологическим поражением. Теперь наши политики, как и политики всего цивилизованного мира, должны направить усилия на то, чтобы как можно скорее затушить пожар этой войны. Мы должны не забывать о возможных негативных последствиях участия в акции, которая не санкционирована ООН, о том, что теперь для Украины может стать актуальной угроза терроризма. Нужно быть готовым отозвать украинское подразделение на Родину.

Юрий ПАВЛЕНКО, фракция «Наша Украина»:

— В межгосударственном соглашении четко записано, что наши военные будут действовать исключительно на территории Кувейта и заниматься исключительно защитой мирного населения от возможного поражения. Я не вижу серьезных аргументов «против». Все, о чем говорили в сессионном зале противники отправки батальона, было скорее политиканством, игрой на эмоции. Украина — большое государство, и у нас сильная армия, хотя и с ограниченным финансовым обеспечением. Армия должна защищать Украину не только на своей территории, но и за ее пределами. Убежден, что эту миссию Украины нужно расширять, подключив министерство по чрезвычайным ситуациям, которое могло бы разбить в странах Персидского залива лагеря для беженцев и всех пострадавших от военных действий. Молодежная партия Украины, председателем которой я являюсь, также выступила с инициативой организовать прием пострадавших в Украине. Кстати, об этой нашей инициативе с одобрением отозвался Президент Украины Леонид Кучма.

Анатолий ТОЛСТОУХОВ, фракция НДП:

— Во время голосования я исходил из того, что наше подразделение укомплектовано военными профессионалами, которые добровольно приняли решение, согласовав это со своими семьями. Командовать батальоном будет украинский Генеральный штаб, и только после принятия решения в Киеве наши военные будут предпринимать те или иные действия. К тому же, мы находимся там в мирных целях, для того, чтобы помогать мирному населению. Думаю, этих аргументов достаточно, чтобы сознательно принимать решение об отправке батальона.

Сергей СОЛОДКИЙ, Владимир СОНЮК, фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ