Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Аморальное большинство циничной реальности: депрессия или адаптация

6 марта, 2003 - 00:00

Постсоветское пространство, выйдя из лона Советского Союза, столкнулось с проблемами — трансформацией наций в мировое сообщество, поисками национальных ориентиров, внешнеполитических векторов. Каждая нация пытается утвердиться в экономически-политическом пространстве мира как мировая сила, найдя свою нишу в новейшей истории, завоевать свое место среди мирового сообщества. Советское общество, напоминавшее полигамное вакуумное пространство, где личность была несвободна и парализована, сформировало в массовом сознании стереотипы. Ведь все должны были быть серыми, не отделяясь от общества. Незакомплексованность была плохим вкусом. Личность не могла представить, что своим талантом, своими усилиями, своими способностями можно выделиться, ведь закомплексованность — это не скромность. Вакуум советского сознания убивал человеческие амбиции. «Холодная война» закончилась, занавес упал, тоталитарный вакуум рассыпался... возлагавшиеся на демократические силы надежды не оправдались, национальная эйфория выветрилась. Зато негативы советского образа жизни выплыли на поверхность. Советское сознание сформировало хамовитого, безответственного приспособленца, неспособного действовать самостоятельно, которому близки взяточничество, подлость ради выгоды, который привык выполнять чужие приказы, однако не принимать собственных решений. Коррупция как массовое явление стала одним из моментов в формировании общественного мнения Украины независимой эпохи. Нам приходится пожинать плоды бывшего тоталитарного общества. Конечно, советская молодежь сталкивалась с явлением «двойной морали», о чем упоминает Евгений Головаха. Советская молодежь жила иллюзиями, идеалами, а иногда даже фантазиями.

Современное общество не лишено меркантильности, а старшему сложно адаптироваться к таким изменениям, сложно сломать мировоззренческие стереотипы, сложно адаптироваться к материальному фактору. И это не только конфликт личности, это конфликт поколений, конфликт разных слоев сознания.

Поднявшее дух нации национальное возрождение не изменило стереотипов сознания. Идеалы светлого прошлого так и не были воплощены в жизнь. Мы не создали собственный национальный миф, собственную идеологию. Это наша ошибка. Но мораль как не только социальное, общественно необходимое явление, но и более глубокое духовное, нельзя поставить в одну плоскость с понятием идеологии, которое значительно уже. Хотя первое может быть мощным источником второго. Вечные ценности — идеалы добра, правды, справедливости — нельзя поставить рядом с понятием идеологии, которая часто является воплощением корыстных интересов слоев общества, групп, классов.

Мораль не всегда может существовать как обязательный элемент в демократической или либеральной модели доктрины. И здесь сложно сравнивать, делать обобщения. И первая, и вторая имеют свои преимущества, плюсы и минусы. Для тоталитарного общества перемены, демократические веяния имели переломный характер. Коррупция, разочарование, национально-психологический стресс привели к отсутствию массовой социальной инициативы, где социальный цинизм стал нормой, а аутсайдерство идеалом, иллюзией или фантазией.

Евгений Головаха не упоминает об еще одном факторе аморального большинства — глобализации и сексуальной революции. Глобализация космополитизировала молодежь, а насилие, грязь, разврат, которые бросает Запад на постсоветское пространство, обезобразили лицо морали. Ведь в Советском Союзе секса не было, телевидение же культивирует, искажая подростковое и детское сознание. Здесь телевидение, журналистика играют едва ли не самую важную роль. Журналистика как машина, механизм или даже инструмент моральной регуляции сейчас играет роль негативного пропагандиста — циничного, дерзкого, который служит тем или иным группам, потому что деньги стали мощным фактором давления на личность.

У нас искажено понятие религиозности. Ведь сейчас можно быть религиозным и можно быть неморальным. Религиозность не выполняет свое предназначение, потому что моральные авторитеты человечества дают нам примеры жертвенности, примеры духовности. У нас искажено понятие лидерства. Не всегда лидер яркий представитель группы.

Сегодня украинцы напоминают рыбок в аквариуме, которые постоянно сталкиваются с бурным морем. Они растеряны, поскольку ищут. И только национальная основа, осознание долга за нацию, друг за друга даст нам возможность не потеряться. Если нет фундамента, то можно потеряться, а национальное должно стать им. Не вся молодежь космополитизирована или испорчена. Кроме того, это поколение имеет возможность воспитываться в патриотическом духе, чего не было у предыдущих, живших в тоталитарной системе. Скорее всего это циничная депрессия, потому что люди верят, надеются.

Мы представители другого поколения, чем поколение, к которому принадлежит Евгений Головаха. Мы молодые люди, но среди нас есть и не испорченные, готовые работать на национальное, моральное, духовное.

Мария ПАВЛЮХ, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ