В выходные Национальная опера Украины познакомила меломанов со своей новой работой — спектаклем «Война и мир». Заявка очень серьезная. Немногие коллективы, не только украинские, но и ведущие оперные театры мира, сегодня могут похвастаться, что в их репертуаре есть данная опера. Прежде всего из-за непростого музыкально-драматического материала, огромных творческих и технических сложностей, связанных с воплощением на сцене этой масштабной постановки. Только солистов 43! Прибавьте к этому развернутые хоровые сцены, динамичную партитуру с элементами симфонизма, аутентические прозаические тексты из одноименного романа Льва Толстого, хореографические номера. Всего в спектакле занято 140 артистов. Костюмов пошили 400 штук. И вы поймете, насколько архисложную задачу поставил перед собой коллектив столичной Оперы.
Полная авторская редакция «Войны и мира» рассчитана на исполнение спектакля в течение двух вечеров. По словам Дмитрия Гнатюка — режиссера новой киевской версии, им пришлось сделать некоторые купюры. Спектакль немного сократили. Он идет четыре часа в трех актах. В 13-ти картинах уместился известный сюжет. В опере две главные линии: лирическая (о жизни Ростовой, Болконского, Безухова, Курагина, Элен, Софьи и прочих толстовских персонажах) и историческая, посвященная событиям 1812 года, в которой действуют реальные личности — Кутузов, Наполеон, Александр I, Раевский, Барклай де Толли, Давыдов...
Опера рождалась в сжатые сроки — за полтора месяца. Это спецзаказ фирмы «Ландграф» и швейцарских партнеров театра — чтобы в марте «Войной и миром» открыть гастроли киевлян в г. Винтертуре. По словам генерального директора Петра Чуприны, взяться за прокофьевское произведение их подтолкнул еще один факт. 5 марта исполнится 50 лет со дня смерти композитора. «Мы не забываем, что он наш земляк. Сергей Сергеевич родился в Украине: с. Сонцивка (Красное) Красноармейского района Донецкой области. Наша новая редакция «Войны и мира» — дань памяти великому маэстро».
Впервые на киевской сцене эту оперу поставили в ноябре 1956 года режиссер Владимир Скляренко, дирижер Олександр Климов, художник Анатолий Петрицкий. Она стала определенным этапом не только для Киева, но и всего оперного искусства того времени. В той давней постановке принимали участие Дмитрий Гнатюк (пел партию Раевского) и хормейстер Лев Венедиктов. Я попросила Льва Николаевича поделиться своими впечатлениями о ставшем уже легендарном спектакле, и о том, как создавалась нынешняя премьера.
— Мы вторыми в СССР, после ленинградского Малого оперного театра, поставили «Войну и мир», — вспоминает Л. Венедиктов. — Исполнители главных партий по своему внешнему облику и внутреннему миру очень подходили тем персонажам, которые играли. Например, бас Михаил Роменский (Кутузов). Певцу стоило перевязать глаз, надеть мундир полководца, и вы невольно вытягивались в струнку — вылитый генерал-фельдмаршал. Кутузову перед Бородинской битвой было 67 лет. В таком же возрасте был Михаил Дамианович. Он играл и пел блестяще. Или баритон — Сергей Козак, исполнявший партию Наполеона, по своему характеру — вылитый французский полководец. Он очень органично выстраивал свою роль. Таких актеров, увы, сегодня уже и не найдем! Кстати, после наших триумфальных гастролей в Москве прокофьевским творением заинтересовался Большой театр. Спектакль был и лиричным, и патриотичным, отражая индивидуальность режиссера Скляренко. В нем было нечто курбасовское, и это помогло блестяще справиться с прокофьевской партитурой и толстовской драматургией.
Я не хочу сравнивать прежний и нынешний спектакли. Там и здесь есть свои плюсы и минусы. Новое время диктует новые решения. Меня порадовало, с каким интересом работали молодые артисты. На них, собственно, и сделана постановка. Опера необычайно сложная в вокальном плане. В ней есть неудобства для певцов. А молодежь на репетициях резвилась, словно кузнечики, быстро и хорошо выучила свои партии. У нас очень хороший состав вокалистов. За четыре года в хор пришло 76 новичков — молодежь.
В театре репетировали по шесть часов ежедневно, а вечером шли спектакли текущего репертуара. Задействовано три состава солистов. Можно только посочувствовать дирижеру Владимиру Кожухарю и оркестрантам. Ведь им пришлось работать с утроенной нагрузкой. В нынешней «Войне и мире» сделан необычный визуальный ход, связывающий прошлое и настоящее. В оформлении спектакля использовано ретро — лучшие декорации и эскизы: Федора Нирода, Евгения Чемодурова и Федора Федоровского, сделанные для разных постановок. Невероятно, но они органически подошли к нынешней версии. Их чуть отреставрировали, изменили некоторые детали и произошла метаморфоза. Кажется, декорации специально написаны именно для данной постановки. Как сказала художник Мария Левитская: «Мы на это пошли не из-за бедности (хотя постановочные средства довольно скромные), а чтобы отдать дань восхищения великим титанам украинской сценографии, показав ретроспекцию их лучших работ. Благодаря машинисту сцены Онищенко, сохранившему ставшие уже раритетными декорации, зрители смогут их увидеть».
А теперь о впечатлениях. Некоторые солисты легко справились с самими сложными вокализами. Демонстрируя хорошую дикцию, искренне поют свои партии, т. е. новое поколение оперных артистов интонационно готово к прокофьевской музыке. Творческими удачами стали работы Павла Приймака (Пьер Безухов) и Дмитрия Попова (Анатоль Курагин) — актеры эмоционально выступали на сцене. В вокальном плане справилась с партией Наташи Ростовой Ольга Нагорная, но над драматической частью актрисе еще предстоит поработать. Роль сложная. Ее начинали репетировать шесть певиц, а к премьере остались лишь две. Очень мощно выступил хор. Солидно подготовились и прекрасно исполнили музыкальную часть оркестранты.
Но жаль, что в «Войне и мире» совершенно не представлено среднее поколение — сегодняшние примы и премьеры Оперы. Их мастерства очень не хватает на сцене. К минусам относится и то, что спектакль не решен образно и сценически. Нет ни одной выстроенной мизансцены. Получилась не эпическая драма, а музыкальная иллюстрация. Нет действенного стержня. Костюмы словно с чужого плеча: брюки затянуты, а жилетки висят на животах — не дворяне, а карикатурные графы и князья.
Возможно, со временем, когда распоются и разыграются артисты, а постановку укрепят «звездами», то она засияет, а пока спектакль получился для узкого круга ценителей: гурманов оперы и тонких поклонников творчества Прокофьева, готовых закрыть глаза на все нестыковки премьеры.