Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эрудит — не значит «эксперт»

11 января, 2003 - 00:00

Если кто-либо, прочитав изложенное ниже, назовет автора необъективным — что ж, хочу быть субъективным. Это я так, прелиминарно, для начала.

...Здесь постоянно решают кроссворды — в газетном киоске их полно. Слова крест-накрест. Цветок, украшавший герб Бурбонов... Удар снизу, в туловище или подбородок... Заявление, объявление частного лица, организации, политической партии...

Не высмеиваю кроссвордистов, по молодости иногда баловался этим.

Я о другом, не таком невинном: оно дает о себе знать в разном и по-разному, бывает, достаточно обидно. Знание всего понемногу, эрудиция, другое название которой — верхоглядство.

Приходилось слышать в качестве похвалы, что эрудированность присуща нам украинцам. Мол, этим мы выделяемся. Но не радует это меня. «Совок» также, между прочим, «эрудит» (кое-кто говорил «ерундит»...), однако, не хочется быть потешным пересмешником. Хочется о более серьезном. С «эрудитом» трудно вести диалог: не прислушивается к другим соображениям. Любит мифы и лозунги. Стихийно прибегает к «оракульской философии» (которая, как известно, «завораживает словами»). Эрудит — не эксперт. Думает и излагает легко — верхоглядство, если заговорит — азартное. Любит энциклопедии, а не «скучные» справочники, не вникает в детали, в «мелочи»...

Ну да не буду вас утомлять. Интереснее и остроумнее, небось, сказал бы об этом со своей «скамейки философа» господин Владимир Шкода.

Я лишь о том, что не тешит меня и к юмору не располагает эта наша «легкость бытия».

Столкнулись со множеством нового. Демократия и свобода выбора. Рынок и конкуренция. Либерализация, мораль и право... Объявили, что «идем в Европу». Что у нас парламент, воля избирателей, большинство и оппозиция — «как и у них». Даже когда делаем что-то некрасивое, говорим: «у них так же». То есть, в западных демократиях.

У нас милиция бьет? (Даже Н. Карпачева свидетельствует.) Вы что, не смотрели «грязного Гарри»? У них так же! Циничное, грубое «первичное нагромождение капитала», часто преступным способом? — «У них так же»!

А вот почтенный господин чиновник, вроде бы журналист недавний, говорит нам: свободы слова, свободной прессы «нигде нет», поэтому молчим! А любознательная Иванка Коберник с киевского ICTV, поработав немного на телевидении ФРГ, рассказала недавно в «Дне» (см. прошлогодний №235), что у них совсем не так, как у нас. Несколько замечаний: «Там чистых новостей — пять минут в день, остальное — подробности... Нашему зрителю трудно представить, как много комментариев... Люди постоянно взаимодействуют с государством. Федерального канцлера Шредера критикуют даже те каналы, которые считаются близкими к социал-демократам».

А еще мог бы рассказать кое-что о том, как формируются и взаимодействуют правящее большинство и оппозиция, как функционирует демократия у наших соседей. В Польше или Чехии. Как власть и оппозиция контролируют друг друга, чтобы никто не натворил чего-нибудь плохого для страны, ее граждан. Избежать того, чего избежать можно.

Меня, откровенно говоря, растрогало, как заканчивали в польском сейме последнее дорождественское заседание: представители разных политических группировок, соперники, но и друзья-патриоты, поздравляли друг друга с праздником, по-человечески улыбались, высказывали красивые пожелания. А в вечерние часы на популярном радиоканале они вместе со своими дочурками и сынишками читали стихотворные сказки польским детям, стараясь, чтобы голос их звучал приятно.

...Думаю: наверное же и у них есть свои верхогляды, самоуверенные «эрудиты», которые не стремятся к диалогу. Но они детронизованы.

Дмитрий КАРПЯК, Львовщина
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ