Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От смешного до ужасного

20 декабря, 2002 - 00:00

Суматошный спринтер декабрь добегает свою последнюю стометровку. В воздухе пахнет Новым годом, и все дорожки сейчас ведут к нему. Вешаю дома праздничную гирлянду, рассказываю дочурке о возможностях Дедушки Мороза и невольно обращаю внимание на развлекательный ассортимент ТВ. Мой двухлетний ребенок любит «кловунов», и в ее восторженном взгляде купаются «Деревня дураков» из «Каламбура» (ICTV) и приравненные к «кловунским» сюжеты из «3 х 4» (Новый). Не телепузики, конечно, но тоже забавно. Украинские петрушки в журнале видеокомиксов однажды так удачно попали в струю, что боятся что-то в сюжетах изменить, чтобы не упустить эфир. Хотя нет — на смену падающему самолету пришел железный танк, и, соответственно, тупых пилотов сменили даунообразные солдаты. А вот в сюжетах про бар отличий найти не удается. Так и вижу рыжего простофилю с неизменным цветочным горшком на голове. Старейший юмористический жанр — гэг — не так прост, как кажется. Даже самый доступный народный юмор не должен ограничиваться ударами и падениями.

Обречен на успех жанр народных видеосъемок. Как не улыбнуться, глядя на осоловевшего котяру с бутылкой. Но непридуманные забавные сценки еще надо отшлифовать, сделать из сырых кадров мини-комедию. Напряженка в «3 х 4» не только с текстами. Может, видеокамер в стране не так много, невысока культура самих любительских съемок, но упорно преобладают пьяные на свадьбах, ненаглядные дети ясельного возраста и животные, попавшие в кадр. Если кто-то удачно брякнется, да еще в воду — приз обеспечен.

«Полное мамаду» украинского юмора Виктор Андриенко обосновался на ICTV. Заслуженный долгоносик страны в свое время тоже баловался битьем по голове, но когда ему за это занятие перестали «светить сумасшедшие бабки», сменил направление. И опять стал законодателем мод. Самоироничный «Комедийный квартет» (ICTV) , пожалуй, самая связная и творческая передача в этом жанре. Он не только использует, но и развивает украинский фольклор. Кум Панько и пан Кумко — беззлобная карикатура на национальный характер. Известно, что украинцы сочиняли анекдоты не только о москалях. Но обойдя политнекорректную мель, сценарист эпоса о Кумко и Панько научил их (и нас) смеяться над самими собой. Хитрый Андриенко выбирает себе наиболее выигрышных персонажей — бездарных и самодовольных, над которыми грех не поерничать.

А что же «Маски-шоу» (СТБ) ? Вот уж кто не терпит однообразия. Их ходульные персонажи были на свадьбе и в концертном зале, побывали в разных странах и в разных эпохах. Судя по всему, им такое времяпрепровождение нравится. А вот зрителям уже несколько приелось. Порой их грубоватые хохмочки переходят грань. На прошлой неделе удалось понаблюдать гоп-компанию в партизанском отряде. Ну, допустим, кого-то позабавит, когда Анка вместо знамени полка поднимает на флагшток собственную юбку. Но в каком порыве вдохновения придумали ей вместо младенца (тут же небрежно выброшенного) подсунуть горящее полено?

Не могу объяснить неизменный рейтинговый успех КВНа («1+1») , хотя экранное долгожительство детища Маслякова вызывает невольное уважение. Но раньше популярность можно было объяснить смелыми шутками на политическую тему и искрометными импровизациями. Сейчас сценарии КВНов пишутся заранее, острые высказывания не удивят и трибуну ВР, а сами ребята скорее напоминают абитуриентов театральных вузов. Они раскованно изображают смешные, чаще пародийные сценки. Однако частенько только самим членам команды понятно, что высмеивается. И этот калейдоскоп улыбок складывается не в мозаику, а в какую-то абстрактную картину. Сами КВН-щики, похоже, этого не отрицают. «Нам в душе по барабану, за какой сражаться век», — поет известная харьковская команда.

Веселый цех ТВ на подъеме, если не качественном, то количественном. Но действительно смешные вещи редко бывают серийными, и такой феномен, как некогда ОСП- студия, скорее исключение. Да и зачем стараться, если людей рассмешить не так сложно.

Как-то, проходя по Крещатику, обратила внимание на большую, в три круга, толпу зрителей вокруг уличного артиста и взрывы смеха. Он очень похоже изображал пьяного, а цензурная часть текста примерно такая: «Пошли в «библиотеку», взяли две «книги», до обеда «прочли»... Неподалеку уличный бард пел веселые песенки. Но его слушали единицы — видимо, певец не угадал с лексикой.

Впрочем, конкуренцию еще никто не отменял. Каналы и комики будут сражаться за место под юмористическим солнцем и, возможно, выиграет сильнейший. Может, кто-то сжалится над зрителем и уступит место новым проектам (а то, например, агония «Джентльмен-шоу» («Интер») продолжается слишком долго). Тем более, что каждый приличный вещатель припас на сладкое веселое к празднику. Вдруг что-то новенькое?

Катерина ДЯДЮН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ