Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Альтернативы определены, акценты расставлены

Посол Паскуаль не считает отказ от сотрудничества желательным
14 декабря, 2002 - 00:00

«Соединенные Штаты всегда были и останутся другом Украины», — заявил во время своей встречи в Европейском Университете американский посол Карлос Паскуаль в четверг. Это был его первый выход на публику после двухнедельной паузы. В последний раз Паскуаль и посол Великобритании Роберт Бринкли появились перед прессой 26 ноября, обнародовав отчет американско-британской группы экспертов, которая так и не смогла выяснять — попали радарные системы «Кольчуга» в Ирак или нет. Это было также первое появление американского дипломата перед журналистами после его пребывания в Вашингтоне на прошлой неделе, где американцы, по словам Паскуаля, «продолжали анализ» пересмотра своей политики в отношении Украины. Взятая пауза, кстати, наиболее красноречиво свидетельствовала о том, что избранный Киевом тон дипломатического контрнаступления был по меньшей мере неудачным, а сама атака не принесла никаких результатов — поскольку сейчас повторяется то же самое, что и месяц назад.

Публичное выступление посла Паскуаля интересно прежде всего тем, что оно фактически — последнее в этом году, ведь затем последуют рождественские и новогодние праздники. Квинтэссенция выступления — не в констатации уже давно известных вещей, связанных с «Кольчугами», но несколько весьма жестких, хотя и в целом дипломатичных фраз. «Украина отстала от собственных евроатлантических устремлений», «Украина в лучшем случае оставалась на месте», «политическая реформа в Украине потеряла целый год», «растущее давление государства на свободу прессы». И дело «Кольчуг», как отметил посол Соединенных Штатов, не создало, а углубило «кризис доверия на высшем уровне». Упоминались и нераскрытые до сих пор дела Гонгадзе и Александрова.

Перед Украиной и Соединенными Штатами, по словам Паскуаля, сейчас существует две альтернативы развития отношений. Первая — активное сотрудничество. Вторая — отказ от более глубокого взаимодействия. «Последнее не отвечает ни интересам США, ни интересам Украины, ни интересам той Европы, которую все мы надеемся сформировать», — подчеркнул посол.

Кстати, американские военные встречались в этот понедельник с китайскими коллегами (впервые за последние полтора года), поднимали вопрос Тайваня, обсуждали ситуацию вокруг Иракa. Почему не подняли вопрос о «Кольчугах»? Возможно, внесет ясность рассмотрение проблемы комитетом 661 Совета Безопасности ООН, в компетенции которого находятся все дела, связанные с санкциями против Ирака. Однако существует угроза, что их выводы (даже положительные для Киева) не устроят Вашингтон и Лондон.

Из акцентов, расставленных в речи, следует: во-первых, вопрос «Кольчуг» США не считают закрытым, а значит видят в нем проблему — но это далеко не единственная причина проблем; во-вторых, отношения этим не исчерпываются, и нужно думать о дальнейшем двухстороннем сотрудничестве, а именно — об евроатлантической интеграции Украины; в – третьих, существует определенное разочарование ходом реформ в Украине, но на Западе все еще готовы поддерживать Киев. «Каким бы в итоге ни было решение проблемы «Кольчуг», основной задачей будет восстановление доверия, которое безусловно необходимо для построения и поддержки долговременных, наполненных содержанием, отношений», — отметил посол Паскуаль.

Есть и другая интересная деталь: посол Паскуаль в своем выступлении сделал ремарку, что «в октябре Соединенные Штаты приветствовали, а по правде говоря, даже отстаивали, когда украинская сторона сопротивлялась, проведение встречи между министрами обороны Шкидченко и Рамсфельдом». В январе, по его словам, Соединенные Штаты готовы принять первого вице-премьера Азарова на высоких правительственных уровнях. Итак, с одной стороны, украинскому руководству просто указали на то, что не стоит впадать в истерику. С другой — Паскуаль признал, что о проведении встречи между президентами США и Украины на данном этапе речь не идет. Итак, Вашингтон взял и выдерживает четкий курс на изоляцию президента Украины, поддержанный большинством стран- членов ЕС. С юридической точки зрения для такого решения оснований, очевидно, немного — что признают и в Вашингтоне. Речь идет прежде всего о морально-политических аспектах.

Кстати, по словам посла Паскуаля, известие о том, что после года переговоров Минэкономики Украины все еще не приняло решения о разрешении на регистрацию проектов Международного республиканского института и Национального демократического института (руководимого экс- госсекретарем Мадлен Олбрайт), Конгресс США воспринял как «то, что Украина боится прозрачности». Поведение официального Киева в этом вопросе, как и в некоторых других, действительно скорее напоминает примеры из советского прошлого, чем деятельность современного демократического государства.

Нескрываемое разочарование Вашингтона Киевом уже вызвало опасение в среде аналитиков, что после значительного потепления отношений между Россией и США, совпавшего с «кассетным скандалом» в Украине, а сейчас — с проблемой «Кольчуг», в Вашингтоне (как, впрочем, в Евросоюзе или НАТО) Москву рассматривают как ключевого партнера в регионе, и что Буш-младший «отдал» Украину Кремлю так же, как в свое время подобное пытался сделать его отец, когда призывал Украину остаться в Советском Союзе.

Но ведь, с другой стороны, именно в Вашингтоне говорят (и это часто отмечает посол Паскуаль, как и в этот раз), что поддержат движение Украины в направлении европейской и евроатлантической интеграции, если это будет, как сказано в речи посла, «чистосердечный выбор, выбор без выдвижения условий или оговорок». «Только сама Украина может решить, следует ли ей идти по пути евроатлантической интеграции», — об этом заявил посол Паскуаль. Как видим, никто, кроме его самого, не вынуждает Киев сотрудничать с кем-то больше, а с кем-то меньше. Но в то же время США «хотели бы иметь широкое взаимодействие с украинскими официальными лицами для поддержки тех реформ, которые могут продвинуть евроатлантическую интеграцию Украины», — заявил посол Паскуаль. Очевидно, в Вашингтоне верят, что возможно рассматривать отдельно действующего президента Украины и Украину в целом, и что постепенно программы поддержки как государственных, так и негосударственных органов и организаций сделают свое дело.

Из всего сказанного едва ли не единственным позитивным моментом является то, что о полной изоляции страны пока что речи не идет. Фактически посол Паскуаль в своем предновогоднем выступлении обрисовал ту минимальную программу действий, которую Киев должен выполнить, чтобы избежать дальнейших потерь. Было бы, конечно, хорошо, если бы Киев мог обойтись без подобных «подсказок». Оставляя за рамками легитимность таких «подсказок», следовало бы напомнить, что Киев сегодня вряд ли может себе позволить полностью разрушить все то, что уже было достигнуто в отношениях с Вашингтоном.

Виктор ЗАМЯТИН, Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ