Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Российский десант

13 декабря, 2002 - 00:00

Фильм о Чрезвычайном и Полномочном После России Черномырдине «Год России в Украине» («Интер») напомнил об окончании украинского Года в России. Виктора Степановича в Украине любят не только за непринужденность в высказываниях и славянский патриотизм. Политический тяжеловес, он, в отличие от многих русских общественных деятелей и журналистов, не позволяет себе снисходительного высокомерия. И искренне уверен, что в Европу двинемся вместе. Сквозь вынужденный официоз фильма прорывается нешлифованный оптимизм посла: «Не хотят, чтобы мы научились шить костюмы. Хотят, чтобы мы в ихних ходили. А мы научимся. И в туфлях будут наших ходить». В течение 2002-го Кобзон пел на украинском, вице-премьеру Матвиенко вручали награду на нашем «Человеке года», а в Уренгое появилась возможность смотреть УТ. Хороший повод вспомнить о русской доле в украинском телевидении. Без российских вложений мы не досчитались бы «Интера», СТБ, ICTV и Нового канала. Как бы мы к этому ни относились. Если вы имеете привычку отмечать в программке любимые передачи для просмотра, обратите внимание, сколько среди них российского происхождения. Бьюсь об заклад, что большинство. Ни для кого не секрет, что свои более чем 30% рейтинга «Интер» и «1+1» собирают прежде всего благодаря телесериалам, развлекательным и реальным шоу российского или совместного с украинской стороной производства. А набирающий обороты «Новый» строит вещание на двух китах, двух российских ток-шоу в утреннем и вечернем эфире ( «Принцип домино» и «Окна» ). Особняком держится УТ-1. После не слишком удачного проекта оттуда исчез и Владимир Молчанов.

По статистике, фильмы и сериалы отнимают примерно 70% зрительского внимания. По утрам на «Интере» — сериал «Воровка». Такое типично женское кино с интригами, разговорами, любовными историями, нарядами, красивыми интерьерами. Известно, что сюжет двигают злодеи. Здесь одна сестра неправдоподобно коварно (почти как в упомянутых «Окнах») мстит другой; добрые герои беззащитно-наивны, а злые предусмотрительны и беспощадны. Даже не знаю, как в конце концов, как это принято в этом жанре, удастся выехать на хеппи-энд. Главную «воровку» убедительно играет Лидия Вележнева. А вечером она же в одной из ведущих ролей подыгрывает «ЗнаТоКам», и это здорово мешает воспринимать ее в качестве положительного эксперта. Уж лучше, когда актеры жалуются, что они недостаточно востребованы и всю жизнь не вылазят из шкурки своего типажа.

Тем не менее, преодолевая эти трудности восприятия, принялась смотреть «ЗнаТоКов». Старый советский фильм тоже был не слишком динамичен, но со своей логикой, спокойной, назидательной интонацией. А его реинкарнация вызывает ощущение чрезмерной затянутости. Так, сюжет неожиданно провисает, чтобы дать вдоволь напереживаться потенциальному преступнику. И это кровопускание (страдалец режет руку) не идет на пользу фильму, сбивает детективную канву. Героев прежних лет берегут — постаревших Каневского и Томина в кадре почти не видно. Похоже, кризис сценаристов не только в Голливуде.

Соблюдая гендерный принцип, перейдем к сериалу для настоящих мачо — «Мужская работа-2» . Сразу две линии расследования плюс одна вялая любовная линия. Колорит придает туркменский след и шутки в армейском (американском?) стиле. Про труп с простреленным лбом: «Это он на ветку напоролся». Главный милиционер — Федор Бондарчук (в миру — ведущий игры «Кресло» ), который в интересах следствия выдает себя за охранника. Но у шоумена по жизни не хватает жесткости и уж совсем ни к чему богемная бородка. Это в другом, настоящем кино артисты ради Роли худеют на 20 кг. А для халтуры, как артисты называют подработку, не стоит жертвовать и стильной растительностью.

Как не вспомнить о долгожданных сериях «Каменской-2» («1+1»). Яковлева по-прежнему на своем месте. Но ее обаяние с трудом «склеивает» всю эту конструкцию из сумасшествия, страхов, нагнетания проблем. История Марининой занимательна, но трудно отдохнуть, попивая такой «коктейль» из серной кислоты. Даже психологи подтверждают, что телеагрессия влияет на подсознание и служит причиной болезней. Нет, чтобы снять авантюрный сериальчик наподобие «О чем сказал покойник» по И. Хмелевской. Отмечу спокойную многосерийную мелодраму «Крыши большого города» (утренний эфир «Интера»). Благополучная пара среднего возраста не без иронии решает свои проблемы и проблемы своих выросших детей. Все же лучшая альтернатива для вечернего семейного просмотра. Но суперприбыли дороже здоровья нации, и одомашненная Удовиченко (звезда «Крыш») будет пленять разве что домохозяек.

Впрочем, ремесло свое создатели сериалов знают и ниже определенной черты не опускаются. Старательно оформляют титры, не ленятся заказывать музыку известным исполнителям. И, следуя веянию времени, уже почти не злоупотребляют лужами крови. А когда случится снять фильм поталантливей, разрекламируют его на каждом углу. Уже не в диковинку передачи о съемках фильма по западному образцу, где актеры рассказывают о творческом процессе, например, о «Бригаде». Дали слово даже тем, кто на заднем плане изображал «братву». Надо посмотреть, приживется ли эта западная традиция. Но первое впечатление не очень, актеры редко бывают искрометными рассказчиками.

Интересно, что на НТВ-Мир пробился документальный фильм бывшего харьковчанина Дмитрия Харитонова о Лени Риффеншталь . Вначале порадовалась, что на российских просторах блистает не только Верка Сердючка. Выяснилось, что Дмитрий только наезжает в Киев, а живет и работает в Москве. Причем фокус фильма о любимом режиссере Гитлера не на светских сплетнях. Больше о пионерских методах съемок, монтажа, послевоенных годах жизни неугомонной Лени. В 75 лет она впервые увлеклась дайвингом и здесь приуспела. Стойкая столетняя старушка без признаков дряхлости рассказывала о себе, сидя на модерновом диване. Дмитрий вещал с балкона для выступлений Гитлера, бродил босиком по берегу океана, но не появился в других кадрах. В этом случае Харитонову принадлежит первенство в жанре «новейшей истории».

Надеюсь, у российских зрителей со временем появится возможность посмотреть действительно авторские работы современных украинских журналистов — фильм о Шевченко Юрия Макарова, «Украинский счет» Владимира Буковского, сериал Эдуарда Лозового о голодоморе. Думаю, через несколько лет финансовые проблемы утрясутся, украинское телевидение наберет критическую массу и будет представлено в России достаточно широко. Если сейчас это проникновение идет на уровне отдельных талантов, то потом появятся и передачи. И не только в России. Как вы считаете, это не утопия?

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ